Актерских династий на российской сцене не так уж мало. Есть Табаковы, Бондарчуки, Дворжецкие, Ефремовы, Самойловы… Есть и династия Леоновых.
Сын Евгения Павловича Леонова - Андрей, актер театра "Ленком", заслуженный артист России, сейчас снимается в ситкоме телеканала СТС "Папины дочки" - первой оригинальной комедии ситуаций, идея которой родилась на российском телеканале. Его сын - Женя тоже будет актером и, возможно, скоро на отечественном экране зажжется еще одна звезда с до боли знакомым именем. Корреспондент "РГ" встретилась с Андреем Леоновым и поговорила с ним о том, каково это, быть отцом-одиночкой на экране и продолжателем актерской династии - в жизни.
Российская газета | Главный вопрос сериала "Папины дочки", как справиться одинокому мужчине - практикующему психотерапевту по вопросам семейных отношений - с пятью разновозрастными дочками. Вы бы что на него ответили?
Андрей Леонов | Сказал бы, что главный вопрос в другом. Сериал призван повысить деторождаемость в России, даже демографический взрыв осуществить (смеется). Люди должны задуматься, насколько это здорово, иметь рядом с собой таких прекрасных, светлых и добрых девчушек. Насколько хорошо - иметь большую семью, ведь раньше многодетные семьи считались нормой.
РГ | И все же…
Леонов | С таким большим коллективом у меня был опыт руководящей работы только в армии, где я был сержантом. А так - у меня сын, которому 20 лет. Да, бывает в жизни, отцу приходится растить дочек. Такие примеры есть даже у нас в съемочной группе. Что здесь можно посоветовать? Только напомнить родителям о том, что воспитывать детей - это большая ответственность. Может быть, наш добрый сериал людей не поменяет, но, по крайней мере, отвлечет от стрелялок, которых так много на ТВ. У кого-то защемит сердце, и он станет чуть-чуть добрее хотя бы к детям…
РГ | Вы играете семейного психотерапевта. Откуда опыт?
Леонов | Я и сам обращался к психотерапевтам, были в моей актерской жизни такие моменты… К тому же я вел передачу на телевидении на медицинскую тематику. Двести раз я прослушал лекции врачей на самые разные темы. После врачей ко мне приходили звезды, рассказывали о себе, творчестве, планах, и … о заболеваниях, об облысении, например. В жизни я окружен врачами: жена - врач, друзья - врачи. Знаю их изнутри… А теперь, после общения с психотерапевтами, - и себя изнутри познавать начал.
РГ | Вашего сына вы назвали в честь деда, какие черты от Евгения Павловича вы в нем видите?
Леонов | В нем со стороны матери очень мощная чилийская кровь. Он гордый чилиец. На дедушку Женя похож тем, что он очень спокойный, не в пример мне. Он, бывает, меня успокаивает, тормозит. Женя - терпимый и доброжелательный.
РГ | Женя решил продолжать актерскую династию?
Леонов | Женя сейчас живет в Швеции, в Стокгольме. Он поступил там в театральный институт. Прошел огромный конкурс - на курс набрали всего десять студентов. В институте интернациональная бригада педагогов, что очень приятно, потому что я никак сыну не мог помочь, не мог повлиять на решение педагогов. Все было по-честному. Я сыном очень горжусь. Может быть, в этом он тоже похож на дедушку: такой твердый характер проявил и талант.
РГ | Если вернуться к вашему детству, то рассказывают, что, когда Евгения Павловича Леонова вызывали в школу и жаловались, что его сын опять у доски рожи корчил, он приходил домой и говорил: "А ну-ка, Андрюша, покажи, какие ты там рожи корчил!" И не мог долго сердиться.
Леонов | На самом деле мне до сих пор стыдно за картину, когда угрюмый папа стоял перед педагогом и его отчитывают: "Ваш сын - балбес". А он бедный стоял, краснел, потом не разговаривал со мной, что-то бурчал… Я в такой момент уже не осмеливался корчить рожи. Правда, папа быстро выходил из этого состояния. Мама была более жестким воспитателем. Сейчас я думаю, что, может быть, папе иногда стоило на меня прикрикнуть, сказать: "Что ж ты у меня такой, сынок!", но у него не хватало на мое воспитание характера. Уж слишком он был добрый.
РГ | Вы всегда знали, что ваш отец - всенародно любимый актер?
Леонов | Он для меня был просто папа. Понимание того, что он великий актер, пришло намного позже, когда я пришел играть в театр. А тогда для меня были кумирами Виктор Проскурин, Николай Караченцов и другие. Проскурина я видел в спектакле "В списках не значился", "Вор", а Николая Петровича - в гениальном спектакле "Тиль". Мне, мальчишке, эти спектакли казались фантастикой. Так что папа как актер для меня был немножко в стороне. Я ему даже делал замечания, как мне казалось даже руководил папой: "Ну, что-то ты, папа, сегодня как-то не очень сыграл". Он терпеливо меня слушал и, кстати, всегда сам очень критично относился к своим работам. Оглядываясь на прошлые работы, он говорил, что мог бы многое сыграть по-другому, поскольку изменилось время, и правда стала уже немного другая.
РГ | Когда вы Евгения Павловича поставили перед фактом, что будете актером, он как отреагировал?
Леонов | Я думаю, он был доволен, хотя всегда мне говорил, что это ремесло - непростое. Я и сам видел, насколько тяжело. Ездил с отцом на концерты, спектакли, съемки… отец был все время в движении. Помню, мне очень нравилось ездить с ним в Подмосковье на творческие вечера. Я сидел в рубке киномеханика, когда показывали отрывки из фильмов папы, смотрел и слушал… Еще мы с папой и с мамой ездили в аулы: папа выступал, а мы - отдыхали, совмещали приятное с полезным. Помню, дети и взрослые в аулах кричали: "Доцент приехал!". Окружали машину, такой восторг у них этот факт вызывал.
РГ | А вы сына Женю как на актерство наставляли?
Леонов | Я мучительно стал думать, какой отрывок ему лучше готовить к поступлению. Женя во многом повторяет мой путь. Тоже ездил с нашим театром на гастроли. Видел нашу жизнь изнутри, поэтому мне не надо было ему ничего объяснять. Как говорил мой папа: "Лошадь можно подвести к водопою, но напиться она должна сама". Моя родительская гордость состоит в другом - я помог найти сыну для поступления отрывок, который заинтересовал педагогов, а уж сам Женя прочитал.
РГ | Еще одна из легенд о Евгении Павловиче: он узнал о вашем рождении на съемках "Полосатого рейса" и от радости расцеловал тигров.
Леонов | Может быть, он их целовал, не знаю. Я ведь родился в 1959 году, а съемки фильма проходили позже. Могу сказать другое: естественно, как мне кажется, мое рождение способствовало карьере отца - я даже уверен в этом. После того, как я появился на свет, ему стало фартить. Снялся в "Донской повести", и "Полосатом рейсе", и пошло, и поехало… (Смеется.) Конечно, я связываю это со своим рождением.
РГ | А свою реакцию на рождение сына помните?
Леонов | Точно помню, что волновался. Женька родился богатырем, четыре с лишним килограмма. До сих пор у меня хранится бирка с роддома, я его всем показывал тогда и говорил: "Ну, вы видели, что от меня появилось! Другого-то и не могло быть. Только такое!". Папа и мама тоже были дома и с трепетом ожидали рождения внука.
РГ | Андрей, чувствуете ли вы, что унаследовали свой комедийный дар от отца?
Леонов | Я поостерегусь так говорить. Может, и дара-то никакого нет. Это решать зрителям.
РГ | Но вам же говорят, что вы внешне и манерой поведения на отца похожи?
Леонов | Раньше я это воспринимал напряженно. Сравнения эти меня огорчали. Но, куда я могу деться?! Конечно, я сын своего отца и на него похож. Сейчас я уже понимаю, что такое сравнение - комплимент, а прежняя моя реакция была болезненной - это был просто юношеский максимализм.
РГ | Андрей, вы вместе с отцом работали на съемках фильма "Гонщики" и "Обыкновенное чудо"…
Леонов | Еще была картина "Время и семья Конвей", после которой мы с папой решили, что творчески будем сталкиваться только в театре.
РГ | Почему?
Леонов | После "Обыкновенного чуда" у меня появились некоторые комплексы. Я понял, что не так все просто бывает в жизни и творчестве. Хватит… И вообще, мне хотелось немного самостоятельности. Помню, я даже ушел жить в наше "родовое гнездо", в коммунальную квартиру на Васильевской, напротив Дома кино. Я был студент, решил жить один, с тараканами и клопами. Месяца три я так продержался, а потом прибежал домой на мамины котлеты.
Мы просто гуляем!
Истории со съемок от Андрея Леонова
В "Обыкновенном чуде", где я играл ученика охотника, мне казалось, все таким легким, что однажды, когда дошло до съемок, я настолько зажался, что даже не мог органично сесть в кадре. Андрей Миронов и папа мне говорили, ну как же так, расслабься. От этого я зажимался еще больше. Это был ужас! Я боялся, что всю жизнь будет такое состояние, когда нет радости от актерской игры, когда она - страшное мучение… А вот "Гонщики" для меня были настоящим развлечением. Я впервые сел за руль. После съемок папа мне дал вести машину по трассе. Мне было 14 лет. Отец стал мне доверять, что меня удивляло. Потом я даже папу стал немного заменять за рулем, когда мы ехали куда-нибудь с друзьями на машинах. Я подкладывал себе подушку, чтобы выше сидеть или выглядеть посолиднее. Помню, даже не растерялся, когда разлетелось от камня ветровое стекло, держал руль, а вот папа - побелел. Он-то водитель был очень аккуратный, но не очень опытный. В Харьков однажды ехал из Москвы трое суток. Тогда Виктор Дубровский, его друг, завлит театра Маяковского, ему сказал: "Евгеша, мы так никогда не доедем!", на что папа отвечал: "Не волнуйся, а мы никуда не торопимся, мы просто гуляем".
Работы Андрея Леонова
"Гонщики"
"Обыкновенное чудо"
"Время и семья Конвей"
"Подземелье ведьм"
"Этим вечером ангелы плакали"
Сериал "Женская логика"
Сериал "Есенин"
Сериал "На углу у Патриарших-2"
Сериал "Богатство"
Сериал "Карамболь"