12.10.2007 07:30
Экономика

К 2015 году Россия полностью прекратит экспорт кругляка

Россия прекратит экспорт кругляка
Текст:  Юрий Звягин Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4491)
Читать на сайте RG.RU
К 2015 году экспорт круглого леса из России должен полностью прекратиться. Вся древесина будет перерабатываться внутри страны. Но для этого инвестиции в лесопромышленный комплекс должны вырасти в 50 раз, достигнув 48 миллиардов долларов.

Столь смелый прогноз прозвучал на проходящем в Санкт-Петербурге IX Международном лесном форуме, где были представлены различные сценарии развития отечественного лесного комплекса до 2015 года. Впрочем, судя по комментариям, даже сами разработчики не слишком-то верят в столь счастливое будущее российского ЛПК.

За три года, пока разрабатывались сценарные планы, развитие отрасли шло хуже, чем предусматривалось в самом пессимистичном прогнозе. Целлюлозно-бумажная промышленность по объемам производства только чуть-чуть превышает те показатели, которые три года назад считались доступными при условии инерционного развития (то есть без каких-либо изменений в системе государственного руководства отраслью). При этом наблюдается резкий рост спроса на продукцию ЦБК, который соответственно покрывается за счет импорта. Самое интересное - экспорт продукции отечественных ЦБК тоже увеличивается, правда, вывозим мы преимущественно целлюлозу (продукцию более низкого уровня переработки), а ввозим более дорогие товары, которые из нее делаются. По итогам прошлого года торговое сальдо России по продукции целлюлозно-бумажной промышленности впервые оказалось отрицательным. И эксперты пока не видят возможности переломить ситуацию к лучшему.

"При высокой стоимости строительства ЦБК, пятилетнем сроке его строительства и 10-15-летнем времени окупаемости инвестиции в этот сектор идут слабо, - признает руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин. - И если учесть, что ситуация со сбытом продукции на рынке (особенно мировом) остается нестабильной, трудно винить бизнес в такой осторожности. Вложить деньги, не зная, сумеешь ли их вернуть..." Как результат - вместо ожидаемых в самом худшем случае 1,9 миллиарда долларов инвестиций в целлюлозно-бумажную промышленность мы в прошлом году имели только 1,8 миллиарда. И с годами отставание, скорее всего, будет нарастать. Самый оптимистичный сценарий предусматривает, что к 2015 году в целлюлозно-бумажную промышленность России должно было поступить более 20 миллиардов инвестиций. Но многие эксперты предупреждают: реальный результат может быть в три раза ниже.

Самое интересное: в той же переработке существуют отрасли, которые демонстрируют совершенно иную динамику. Производство картона, фанеры, древесных плит развивается даже быстрее, чем предполагалось. И деньги сюда идут, несмотря даже на то, что производство уже покрывает внутренний спрос. (В конце концов продукцию можно отправить и за рубеж, качество позволяет.) Такая динамика объясняется просто: здесь затраты на строительство нового производства и сроки окупаемости значительно ниже, а стоимость продукции еще выше. Стало быть, бизнес справляется без помощи государства.

И опять дискуссия возвращается к вопросу участия государства в работе ЛПК. Именно степень этого участия и пытаются определить эксперты в своих сценариях. Причем пытаются заложить в них массу новинок, вроде развития лесного фермерства. Здесь подразумевается передача в частные руки в первую очередь тех лесных участков, которые расположены на сельхозземлях, чтобы у нас, как в Скандинавии, появились частные лица, занимающиеся параллельно с сельским хозяйством небольшим лесным бизнесом. Что, по мнению специалистов, поможет решить хотя бы вопрос обеспечения древесиной малого бизнеса.

Но лесное фермерство - это все-таки частность. По мнению главы Рослесхоза, в принципе амбициозные цифры, заявленные в оптимистичном прогнозе, можно достичь при условии решения серьезных проблем, сдерживающих развитие отрасли. Главная из них - отсутствие сбалансированной национальной лесной политики. Как результат - сегодня основные лесозаготовки ведутся в Сибири и на Дальнем Востоке, а перерабатывающие мощности центральных и северо-западных регионов испытывают дефицит сырья. Но везти лес на большие расстояния экономически нецелесообразно. И без непосредственного участия государства с этим дисбалансом не справиться.

Представленные сценарии развития могут стать основой для разработки федеральных программ.

Ресурсы