15.10.2007 01:59
Культура

Труппа Алана Плателя показала на "Территории-2007" современный балет Бельгии

На фестивале "Территория-2007" выступила бельгийская труппа Алана Плателя
Текст:  Александр Фирер
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4492)
Читать на сайте RG.RU

Одним из самых ярких событий фестиваля "Территория-2007" стал спектакль VSPRS. Его показала бельгийская труппа Алана Плателя Les ballets C. de la B., что означает "Современный балет Бельгии". Спектакль был поставлен в 2006 году и показан на Авиньонском фестивале, где имел громкий успех. Аббревиатура VSPRS - очищенное от гласных слово "Вечерня", что от названия духовной оратории Клаудио Монтеверди "Вечерня пресвятой Деве".

Монтеверди в современной аранжировке Фабрицио Кассоля исполняют сопрано и ансамбль музыкантов, использующих не только скрипку, флейту, контрабас, гитару, саксофон и ударные, но и экзотические инструменты - цинки, бузуки и сакбуты.

Спектакль Плателя - это размышления об обретении веры в жестких реалиях разобщенного мира. Это экспрессивный балет об остром психозе одиночества. Действо начинается сценой своеобразного "причастия": высокий бритоголовый атлет с огромными усилиями остервенело пожирает каравай ржаного хлеба-плоти, как бы "тела Христова". Эта метафора первого шага навстречу духовного и телесного исцеления. По-феллиниевски колоритный калейдоскоп из десяти танцовщиков разных национальностей - своего рода паноптикум христианских грехов. Тут и гуттаперчевые акробаты, и универсальный танцовщик, брюнет в костюме и галстуке, мулат с пышной копной волос, танцовщица с ликом шоу-дивы в очках и уложенной на голове косой, пластичнейшие азиаты...

Танцевальный язык замешан на гипертрофированных движениях. Падения, неконтролируемые всплески эмоций, перемещения на руках, элементы брейк-данса, латины, вампучные штампы классики и "коленца" гопака Платель талантливо вплел в лексику современного танца. Через все эти "аномалии" он видит модель современного мира. Перекатывания по полу, взгромождения на пуанты, экстатические прыжки, рассекающие сцену, перетаскивания за руки по полу, акробатические копошения в мешке - все это полифонически разрозненно в арктическом холоде отчуждения белой горы, которая занимает весь задник сцены. Люди спускаются с горы, вползают в нее, как в нору или защитный кокон.

Человек обречен на одиночество. В попытке сближения одна пара исполняет любовный дуэт на руках вниз головой, а ноги при этом - в страстных прикосновениях будто органы чувств. Вязь рук азиатских танцовщиков - иная форма слияния. В сюрреалистический хаос танца абсурдно вклинивается вербальность: выкрики имен исторических личностей, известных артистов и даже лай и оммаж "одинокой какашке".

Музыка в спектакле как средство коммуникации между людьми. На инстинктивном уровне тела танцовщиков начинают вибрировать, вторя скрипке. Сильнее и сильнее. Апофеозом этой "вечерни смешанных кровей" становится сакральный акт коллективного экстаза. Словно загипнотизированные музыкой тела трепещут в странном вожделении. Этот порыв тактильности - инстинкт, позволяющий хоть на миг справиться с одиночеством.

У Плателя - это лишь терапия для восстановления сил, а настоящая жизнь - в нескончаемом поиске себя, другого, в саморазвитии. Изможденные бременем земных страстей паломники, помогая друг другу, взбираются на крутые склоны "волшебной горы". Густо свисающие с нее лоскуты белых одежд, словно известковые сталактиты Памуккале, - "пена дней" или скелет ускользающего времени. Эта гора властно манит людей, которые через тернии поднимаются вверх, словно возвращаясь к потерянному раю, к обретению веры.

Театр Актуальное искусство