Основой нового комплекса, получившего название САИ-В, станет, во-первых, накопление сведений, получаемых из внешних источников с возможностью уточнения, замены или аннулирования ранее переданной информации. Во-вторых, анализ сведений, получаемых из внешних источников для выявления фактов (признаков) по налогоплательщику в соответствии с классификатором (реестром) выявляемых признаков. Втретьих, ведение профиля налогоплательщика.
Что же это означает? Некоторые эксперты заговорили о том, что налоговики получат новый источник компромата. Но это не совсем так. С введением в действие этой системы у ФНС появится не новый источник информации, а лишь программное средство для ее обработки, считает Дмитрий Путилин, управляющий партнер компании Tax Group. С ним согласен гендиректор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. "Думаю, что речь идет о старом источнике, информация из которого требует систематизации", - отметил он.
"Продвинутые" налоговики уже довольно давно при планировании контрольных мероприятий пользуются "информацией из внешних источников" и третьих лиц.
Например, из Интернета даже о средней компании путем сопоставления и анализа можно получить такую информацию, о которой не подозревает и сама компания. Например, часто из открытых источников можно получить сведения о конечных бенефициарах компании, ее аффилированных лицах и многое другое, что может быть интересно и для налоговиков, рассказал Дмитрий Путилин.
Говоря о получении информации от третьих лиц, налоговики имеют в виду любые внешние источники. "Первое лицо - налогоплательщик, второе - налоговые органы. Соответственно, третьи лица - это любые другие граждане и организации вне отношений "налогоплательщик - налоговый орган", но которым может быть известно что-либо о фактах и/или признаках наличия у налогоплательщика налоговых правонарушений", - говорит Дмитрий Путилин.
А по мнению Сергея Шаповалова, это могут быть как обычные граждане, так и "смежники" налоговиков из других органов власти. Вообще, такие системы сбора информации от третьих лиц для "... решения аналитических задач" - это на 100 процентов приемы работы продвинутых рейдерских команд, считает Дмитрий Путилин.
Чем это грозит налогоплательщикам? Точно не налоговыми послаблениями, предупреждает он.
Главная опасность (судя по тем задачам, которые ставятся перед разработчиками), в том, что помимо налоговой и бухгалтерской отчетности, налоговики начнут собирать и сохранять в базе данных: газетные публикации, в которых упоминается налогоплательщик, публикации в Интернете, жалобы и заявления работников и контрагентов, всевозможные слухи и так далее. Далеко не всегда эта информация является достоверной, отмечает Дмитрий Путилин. А раз так, то теперь у налогоплательщиков появится еще один повод нарваться на выездную проверку.
Кроме того, теперь еще и здесь нужно будет опасаться утечки информации. Ведь опасность, что через какое-то время после начала формирования САИ-В эта база данных появится у уличных торговцев на Митино и Горбушке, весьма велика, считает эксперт.
Сергей Шаповалов также считает, после упорядочивания информация может быть в очередной раз похищена и окажется в открытом доступе. С этой точки зрения риски, что эта информация может быть использована криминальными структурами, много выше, чем чисто налоговые риски, говорит эксперт. В любом случае сложно оценивать опасность, не зная, о какой именно информации идет речь.
В любом случае компаниям, которые еще не озаботились своей информационной безопасностью, нужно наверстывать упущенное, советует эксперт. Прежде всего речь идет о разграничении доступа к информации, отслеживании публикаций о себе в прессе, сужении круга лиц, имеющих право кому-либо что-либо комментировать, системы электронной безопасности
А вот юрисконсульт юридической фирмы "Частное право" Никита Русяев видит ситуацию не столь мрачно. "Сбор и анализ информации о налогоплательщиках, независимо от источников такой информации - естественная и неотъемлемая часть деятельности налогового органа. Улучшение такой работы должно привести к индивидуальному подходу к каждому налогоплательщику, заменив собой примитивные способы аналитики как составление "списков подозреваемых в недобросовестности" по принципу места нахождения, убыточности", - говорит он. "Думаю, что налогоплательщику, заинтересованному в качественной системе налогового контроля, не стоит опасаться создания программных продуктов, которые помогут налоговым органам выполнять их функции", - отметил эксперт.
Если учесть, что письма о заинтересованности в конкурсе претенденты должны подать не позднее 25 октября, а общий срок выполнения контракта составит пять с половиной месяцев, то инспекторы получат в свое распоряжение информационные базы уже весной следующего года.