16.10.2007 03:00
Экономика

Банки обязали указывать реальную стоимость кредита

Банки обязали указывать реальную стоимость кредита
Текст:  Марина Грицюк
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4493)
Читать на сайте RG.RU
Раскрывать "тайну" - какую конкретно сумму должен вернуть человек, взявший кредит, теперь обязаны банки в законном порядке.

Соответствующие поправки в Закон "О защите прав потребителей" Госдума приняла в третьем чтении. Этот пункт, как и график погашения названной суммы, теперь обязательно должны указываться при заключении договора.

Напомним, что с 1 июля вступило в силу аналогичное требование Центробанка об информировании заемщиков о реальной стоимости кредита. Однако, по мнению экспертов, далеко не все кредитные организации спешили делиться "правдой" со своими клиентами, особенно если учитывать, что конечная процентная ставка по потребительским кредитам варьируется от 90 до 124 процентов годовых при заявленных 29 процентах.

Тем не менее, по словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, благодаря документу Центробанка люди уже стали получать более четкое представление о предстоящих тратах при погашении кредита. Теперь, после принятия поправок в закон, давать исчерпывающую информацию о сумме возврата должны будут все банки без исключения.

"Введенная нами норма нужная, но, к сожалению, не исчерпывающая, - говорит Павел Медведев.- По идее, банк должен указывать эффективную процентную ставку. Но прописать такой пункт нам пока не удалось".

Причина в сложности ее расчета, и на момент внесения поправки в Закон "О защите прав потребителей" банки еще не знали, как ее оценивать. Впрочем, недавно Центробанк вывел нужную формулу, поэтому пункт, касающийся эффективной ставки, будет прописан в Законе "О банках и банковской деятельности".

Впрочем, уточнением прав заемщиков поправки в Закон "О защите прав потребителей" не ограничились.

Депутаты поставили наконец точку в вопросе маркировки продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, прописав, что информировать покупателей необходимо, если их содержание превышает 0,9 процента от объема этих ингредиентов. До этого закон обязывал информировать покупателей о наличии в продуктах ГМО, но четко не определял барьер между товарами, "содержащими" и "не содержащими" трансгены. Норма 0,9 процента была прописана только в СанПине, которым руководствовался Роспотребнадзор при осуществлении контроля над этой отраслью. И отсутствие этого пункта в законе создавало "поле для творчества" регионам, устанавливающим свои границы содержания ГМО, что, по мнению экспертов, создавало препятствия для передвижения товаров и добросовестной конкуренции.

Еще две принятые поправки касаются условий гарантийного ремонта и доставки предварительно оплаченных товаров. По новым правилам, максимальный срок "держания" вещи в гарантийном ремонте не должен превышать 30 дней за год гарантии. Если за этот период организация так и не сможет достать нужную запчасть и устранить неполадку, она будет обязана вернуть потребителю деньги или заменить вещь на новую. Еще один нюанс - теперь потребитель может вернуть в течение 15 дней покупку, если она является технически сложным товаром, при наличии в ней не только "существенных" недостатков (как было раньше), но и "несущественных". Например, если телевизор показывает, но с помехами.

Что касается доставки предварительно оплаченных товаров, депутаты посчитали, что штраф в 0,05 процента от суммы товара за день просрочки слишком маленький и, к сожалению, не стимулирует многих поставщиков доставлять покупки людям быстро. И увеличили сумму штрафа в десять раз - до 0,5 процента в день.

Банки