Нынешняя встреча в Висбадене имела особое значение в виду того, что президент Владимир Путин принимал в ней участие в последний раз в ранге главы государства. Тем не менее он особо подчеркнул, что форум "Петербургский диалог" и в будущем останется важным инструментом для общения России и Германии.
На состоявшемся форуме российская сторона предпочитала говорить о стратегическом партнерстве между Москвой и Берлином. Однако немцы старались больше говорить о российско-европейских отношениях. Тем самым Москве еще раз дали понять: Германия не может в одиночку, без других европейских стран вести стратегический диалог с Россией.
Тем не менее разность подходов не помешала сторонам подписать важные документы в области экономики и науки. А также продуктивно обсудить двусторонние отношения.
На повестке дня диалога Германии и России сейчас стоят сложные конфликты международных отношений. Во-первых, по Косово позиции Москвы и Берлина заметно расходятся. Во-вторых, ядерная проблема Ирана стала камнем преткновения интересов наших государств.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Берлин, как и Париж, будет выступать за жесткие санкции против Тегерана. При этом Москва намерена решать данную проблему дипломатическим путем.
И последнее, Меркель дала понять, что не собирается отстаивать позицию Москвы в споре вокруг создания американской системы ПРО в Европе. Она стремится сохранить стратегические отношения с Соединенными Штатами, даже несмотря на то, что они могут пойти в ущерб отношениям с Россией.
Новый канцлер Германии внимательно следит за ситуацией в России. Даже в своих коротких выступлениях она не забывает напоминать о том, что хорошо знает о сложности проходящих в Москве трансформационных процессов.
Парламентские и президентские выборы в России ничего не изменят в российско-германских отношениях. Они лишь подтвердят продолжение политики Путина. Во внешней политике Москвы никто не ожидает никаких изменений.
Однако я думаю, что Германия вскоре будет сильно сожалеть, что не использовала тот колоссальный шанс, когда во главе России стоял прогермански настроенный президент, для того, чтобы через теплые отношения и стратегическое партнерство выстроить "Большую Европу".
Кстати
Понятно, что каким бы ни был новый глава России, он уже не будет относиться к Германии так, как к ней относился Владимир Путин.