В России сложилась ситуация, когда количество издательств и число выпускаемых ими книг превысило все разумные пределы. Сегодня зарегистрировано около 1400 издательств. А вот рынок сбыта развивается не настолько динамично, он просто не в состоянии переварить тот объем продукции, которым его нагружают. В итоге сотни тысяч книг попадают в разряд нераспроданных.
В тесноте и обиде
Не лучшим образом обстоят дела и в книготорговле Екатеринбурга. В советские времена в рознице были заняты чуть более 40 магазинов, которые числятся в качестве книжных и сейчас. Однако все они сегодня не равнозначны ни по объемам продаж, ни по формату, ни по числу представленных наименований. Основными игроками в городе, а собственно говоря, и в регионе являются не более пяти предприятий, расположенных в центре столицы Среднего Урала. Именно они определяют и формируют читательские вкусы, настроения мегаполиса.
- Сегодня рост рынка книжной торговли обеспечивает не столько увеличение продаж, сколько постоянное удорожание книг,- говорит директор одного из крупнейших предприятий Тамара Пиманова, - это связано и с расширением ассортимента. Ежегодно в стране выпускается до 120 тысяч наименований, в нашем супермаркете, например, сегодня представлено около 60 тысяч книг. Считаю, что это достаточно много для города. Конечно, мы бы хотели выкладывать весь ассортимент перед читателем, но катастрофически не хватает площадей.
Это одна из основных проблем, стоящих перед руководством магазинов и супермаркетов города. Как показывают опросы, фактор "тесноты" является мощным раздражителем для их посетителей. С ним связан и вопрос системы навигации. Покупатели жалуются, что найти нужное издание под силу разве что библиографам или изучавшим основы книжного дела. Указатели в торговых залах больше путают, нежели помогают, а электронные системы поиска, которые вводят отдельные магазины, сложны и непродуманны, особенно это касается специальных, научных изданий, справочников, словарей.
- Художественная литература, занимая пятую часть торговой площади, дает до 40 процентов выручки всего книжного отдела, - делится руководитель одного из центральных магазинов Марина Буйнова.- Мы считаем, что специальные издания должны обязательно присутствовать на книжных стеллажах, несмотря на их значительно меньшую рентабельность. Спрос есть немалый, но не всегда удается удовлетворить потребности покупателей по причине ограниченности торговых площадей. Не представляется возможным заказать весь ассортимент, предлагаемый издательствами. Реализация изданий по экономике, юриспруденции очень "капризная", требует определенной оперативности в силу быстро меняющейся законодательной базы в России и в мире.
Книга в мультиформате
Интересная деталь: в некоторых районах города дислоцируются восемь книжных магазинов, а в иных всего два. Кстати, в иных областных поселениях все ограничивается парой-тройкой киосков с периодикой. Чем можно объяснить такое соотношение - это вопрос исследований. Либо уровнем образования руководителей муниципальных образований, либо плотностью населения, либо пересечением пассажиропотоков? Возможно, и первым, и вторым, и третьим. Однако представители книжного рынка указывают еще на одну причину: большинство чиновников, к сожалению, не относятся к разряду книгочеев. И, как следствие, предприятия книготорговли переходят в руки людей, не имеющих навыков работы с духовной пищей. Торговое пространство книжных магазинов сокращается, как шагреневая кожа, плавно уступая место канцтоварам, письменным принадлежностям, сувенирным лавкам.
- Мы неоднократно обращались к городским властям, - утверждают руководители книжных супермаркетов,- ставили вопрос о расширении книготорговли, о новом формате, напоминали о специфичности нашего бизнеса. Но всякий раз, к сожалению, вопрос решался не в нашу пользу, нам не дают профильных площадей. Нас беспокоит, что к 2009 году все муниципальные предприятия должны быть распроданы.
По мнению экспертов, необходима некая городская программа развития этого бизнеса. Большинство магазинов не имеет своей концепции, ассортиментной политики, не знает, чего именно хочет их покупатель. Кроме того, существуют серьезные проблемы с логистикой. Советская транспортная цепочка была полностью разрушена, а новая так и не появилась. Многие книжные новинки можно найти только в Москве и Питере. В регион же значительная часть по-настоящему интересных изданий попросту не доходит.
Нынешний формат книжной торговли уже изжил свой век. Иначе говоря, речь идет о переходе на мультиформативность книжной торговли. Есть повод обратиться к опыту первых двух столиц, где в пространстве торговли проводятся встречи читателей с авторами, литературными критиками, режиссерами, работают клубы по интересам - шахматный, философский, спортивный, нумизматический. При магазинах открываются кофейни с театральной сценой и видеоэкраном. Это своего рода новые Дома культуры. Их отличительная черта - интенсивный событийный поток, причем не только традиционной направленности - презентации книг, встречи с авторами, но и культурной - концерты самых разных направлений, от джаза до молодежных групп, мероприятия для родителей с детьми. Между прочим, вход бесплатный. Людей приучают к тому, что точки книготорговли - это доступ к культурному продукту.
Много ли у нас имеется подобных заведений? Вопрос, сами понимаете, риторический. Сказать, что в городском комитете по товарному рынку этого не понимают нельзя. Соглашаются, нет таких. И справедливы слова, что книготорговцы должны и сами проявлять больше выдумки и инициативы: проводить лотереи, всевозможные рекламные акции. Но странное дело, всякий раз, когда речь заходит уже об инициативе городской администрации, например о распределении муниципальной собственности, долгожданные площади уходят в пользу сиюминутной выгоды.
Между тем
По данным Российской книжной палаты, более трети россиян вообще не читают. Книголюбы остались в меньшинстве, не дотягивая даже до 25 процентов, а пальма первенства "самых читающих наций" перешла к британцам и шведам - среди них читатели составляют 52 и 44 процента соответственно.