17.10.2007 04:00
Власть

Член ЦИК Майя Гришина советует разделять партийную и государственную деятельность политиков

Член ЦИК Майя Гришина советует разделять партийную и государственную деятельность политиков
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4494)
Читать на сайте RG.RU

Предвыборная агитация в средствах массовой информации по закону разрешается за 28 дней до выборов. В этом году партии смогут размещать свои агитационные материалы в СМИ с 3 ноября. До этого же времени Центр-избирком вкупе с избирательным законодательством накладывает множество ограничений на освещение предвыборных событий на телевидении и радио, в прессе и Интернете. Как же журналисту следует показывать то или иное партийное событие, чтоб закон не бил по рукам? На эти и другие вопросы корреспонденту "РГ" отвечает Майя Владимировна Гришина, член Центральной избирательной комиссии.

Российская газета: Майя Владимировна, расскажите о наиболее типичных нарушениях избирательного законодательства со стороны СМИ, которые были зафиксированы ЦИК на прошлых парламентских выборах. Повторяются ли эти нарушения сейчас?

Майя Гришина: Нарушений как таковых было немного, и мы сейчас их не наблюдаем. Всегда присутствовали типичные информационные споры. В первую очередь, они возникали по поводу якобы преимущественного освещения той или иной политической партии в эфире. В частности, шли дискуссии по поводу того, можно ли освещать не связанную с выборами деятельность должностных лиц, входящих в списки. Потом некоторые партии на прошлых выборах жаловались, что о них мало говорят в информационных программах. По-моему, это было связано с тем, что тогда вступил в силу новый закон, который стал подробно регулировать вопросы агитации, информирования. И партии сразу не смогли привыкнуть к новым нормам.

В ходе этой выборной кампании Центризбирком на настоящее время нарушений со стороны СМИ практически не усмотрел. Сразу отмечу, что жалоб и заявлений немного. На мой взгляд, медиаструктуры освещают предвыборные мероприятия партий, их съезды сбалансированы и в рамках закона. У нас возник вопрос на заседании рабочей группы по информационным спорам относительно опросов общественного мнения. Вот здесь должна с сожалением отметить, что СМИ сейчас очень много печатают результаты опросов, в начале избирательной комиссии отмечались несоблюдения норм закона. В настоящий момент все нарушения закона в основном устранены.

РГ: А что предписывает закон в отношении опросов общественного мнения?

Гришина: При публикации рейтингов необходимо указывать число опрошенных, точную формулировку вопроса, статистическую оценку погрешности этого опроса и еще несколько параметров. Между тем любые аналитические оценки допустимы. Единственное, важно, чтобы в материалах давались цифры со ссылкой на опросы общественного мнения, а не некие предположения аналитиков. Я думаю, мы в ЦИК этот вопрос разрешим, главное - это единый подход ко всем СМИ.

РГ: Избирательное законодательство накладывает множество ограничений на работу журналистов. Например, любую деятельность партии фактически невозможно освещать в период до 3 ноября. А ведь каждую предвыборную кампанию журналисты делали сравнительный анализ программ партий.

Гришина: Аналитические материалы: сравнение программ, хода кампании разных партий - безусловно, право журналиста, редакции СМИ. Это, естественно, не является нарушением. Сложно показать вам ту норму закона, где было бы все четко расписано. Но поскольку уже есть практика применения законодательства, мы можем пояснить многие моменты. Программу партий можно сравнивать журналистам? Можно. Единственное, что говорит законодатель: ваши публикации должны носить объективный характер без всякого рода недостоверной информации и желательно соблюдать равенство прав политических партий. Например, в своей аналитике хорошо бы для соблюдения этих принципов уделить внимание многим партиям. Если же все партии не помещаются в один журналистский текст, тогда желательно последовательно рассмотреть их деятельность и предвыборные программы. У Центризбиркома появятся вопросы к журналисту, если он возьмет две партии и будет сравнивать их каждый день.

РГ: Но аналитика всегда предполагает оценку. Если, сравнивая партийные программы, журналист сделает такое умозаключение, что одна партия сильно уступает или опережает другую в свежести и актуальности идей, ЦИК расценит это как агитацию?

Гришина: Для журналиста публикация мнения, естественно, допустима. Правда, предел допустимости я вам не назову. Здесь важнее всего будет, если журналист проводит исследование на примере всех партий, а не ругает или хвалит только одну. Журналисту следует показывать свою объективность, охватывая весь спектр проблем. Свою оценку можно давать. Но информация должна быть по смыслу отделена от комментария, здесь недопустимо смешение. В случае если отдельные СМИ будут неумеренно хвалить какую-либо партию и в ЦИК поступят жалобы от конкурентов этой партии, мы проанализируем этот вопрос и дадим этим СМИ рекомендации. Неоднократное выражение положительного отношения может расцениваться как агитация со стороны СМИ, если там выявляется агитационный умысел. Пока примера подобных нарушений мы не зафиксировали. Все СМИ достаточно сбалансированно освещают деятельность партий.

РГ: Недавно "Единая Россия" провела свой съезд. После этого все субботние и воскресные информационно-аналитические программы неустанно рассказывали о съезде "единороссов". Допускает ли это закон?

Гришина: Интересно, что к нам даже конкуренты не обращались. Потому что все понимали, что это было событие, которое требовало освещения. Другие партии свои съезды провели, и у них такого рода мероприятия уже завершились. Новость по поводу выдвижения Владимира Путина от "Единой России" интересна обществу. Поэтому требовать от СМИ вжаться в те рамки, которые они отводили для других съездов, лично я бы не стала. На мой взгляд, здесь надо учитывать значение этого события. Что же касается аналитических программ, то мы их не "замеряем" поминутно, в этом смысле аналитика свободна от нашего мониторинга. Закон говорит о равном освещении предвыборных мероприятий в информационных блоках информационных программ.

С другой стороны, если политическая партия не создает информационные поводы, Центризбирком не может требовать от СМИ освещения этой партии. А вот если мы видим активную деятельность партии и полное молчание со стороны СМИ, то у нас возникает повод для тревоги.

РГ: А каким образом освещать деятельность чиновников, которые являются членами партий?

Гришина: Большинство выдвинувшихся кандидатов одновременно исполняют государственные обязанности, занимаются бизнесом и т.д. Закон говорит о некоторых категориях граждан, которым после регистрации нужно уйти в отпуск. К ним относятся государственные и муниципальные служащие и работники СМИ. Все остальные в отпуск уходить не обязаны. Продолжать же свою работу могут лица, замещающие государственные должности: депутаты, сенаторы, министры, президент. А поскольку эти чиновники осуществляют свою деятельность, она должна освещаться. Закон не рассматривает как признаки агитации журналистские материалы о профессиональной деятельности лиц-кандидатов.

Здесь мы проводим очень четкий водораздел: есть освещение деятельности должностного лица (оно законом о выборах не регулируется), а есть освещение предвыборной деятельности партийных деятелей. В период предвыборной кампании Центризбирком просит следующее - при освещении деятельности должностного лица партийный статус желательно не указывать. Обращаюсь ко всем СМИ с просьбой не смешивать две ипостаси одного человека. Иначе граждане путаются, что это - предвыборное мероприятие или исполнение служебных обязанностей.

Внутренняя политика ЦИК