Московские власти бьют тревогу: с начала года в столице выдано более 500 тысяч разрешений на работу, а явились на рабочие места лишь 150 тысяч.
Спрашивается, где же остальные 350 тысяч? На этот вопрос московский мэр Юрий Михайлович Лужков уже дал ответ во вчерашнем номере "Российской газеты" в статье "Москва - не проходной двор". Довольно ясно и четко он сформулировал в восьми пунктах свой взгляд на решение миграционной проблемы. Готов ли столичный парламент разделить эту программу мэра и решить проблему с помощью законодательной инициативы в Госдуме?
С этого актуального для Москвы вопроса и начался "Деловой завтрак" в "РГ" с вице-спикером Мосгордумы, руководителем московской фракции "Единая Россия" Андреем Николаевичем Метельским.
Андрей Метельский: Миграционная политика находится в компетенции федеральных органов власти. Поэтому Мосгордума не может напрямую решать вопросы, относящиеся к данной сфере. А вот законодательная инициатива по изменению федерального миграционного законодательства действительно разработается столичными депутатами и вскоре будет направлена в Госдуму. Ее суть подробно изложена мэром. Напомню: во-первых, надо уйти от заявительного принципа регистрации трудовых мигрантов. Во-вторых, количество квот на рабочие места для мигрантов должно точно соответствовать экономическим запросам региона. В-третьих, разрешение на работу нужно выдавать не иностранному работнику, а работодателю. В-четвертых, квота может быть выдана лишь при условии обеспечения работодателем социальных гарантий для мигрантов и согласована трехсторонней комиссией социального партнерства. В-пятых, региональные власти сами должны регулировать потоки мигрантов через систему профотбора. В-шестых, Федеральная миграционная служба должна определять квоты на основе обоснованных заявок регионов. Седьмой пункт связан с установлением платежей для тех структур, которые подают заявки для привлечения мигрантов с тем, чтобы побудить готовить свои кадры на местах. И, наконец, должна быть создана единая информационная межведомственная система учета въезжающих и работающих в стране мигрантов, чтобы отношения между мигрантами и принимающей стороной стали прозрачными.
На мой взгляд, надо дать регионам самим право решать, по крайней мере, сколько именно им нужно иностранных рабочих. Ведь от этого зависит не только развитие экономики, но стабильность и спокойствие в регионе. Особенно в условиях нынешней острой конкурентности, когда погрешности в миграционном законодательстве создают в столице социальную напряженность. Хотя бы потому, что работодателю удобнее взять приезжего специалиста, который будет работать за меньшие деньги, чем москвич. Если же регион сам будет определять, какое количество мигрантов ему необходимо, то ему отвечать за социальные гарантии этим работникам.
Российская газета: Но московские власти хотят не только самостоятельно определять, сколько нанять людей из других регионов и стран. Они ставят вопрос о том, чтобы от заявительного принципа перейти на регулирование потока мигрантов на уровне субъектов.
Метельский: Заявительный принцип фактически привел к полной бесконтрольности мигрантов в столице. Как он работает на деле? Человек, пожелавший работать в Москве, приезжает в столицу, заполняет некий бланк, опускает его в почтовый ящик и все: можно считать, что он уже зарегистрирован. А вопросы, связанные с его социальными гарантиями, его пребыванием, остаются без ответа. Вот почему с учетом мигрантов возникают сложности даже у правоохранительных органов: невозможно точно подсчитать, сколько их и где они на самом деле работают и работают ли вообще.
При этом сказать, что человек не зарегистрировался, тоже сложно: по закону он заявил о своем приезде, если опустил конвертик с нужной формой.
РГ: Андрей Николаевич, стоит напомнить, что на заявительный принцип в свое время пошли по одной простой причине: миграционные и паспортно-визовые службы не в состоянии были справиться с регистрацией желающих пребывать в том или ином регионе. Километровые очереди, запись за неделю, взятки и т.д. и т.п. Вот и придумали заявительный принцип. Теперь власти в состоянии взять на себя тот контроль над мигрантами, о котором говорил Лужков?
Метельский: Да. Нужно лишь желание федерального центра откликнуться на наше предложение и, разумеется, изменить саму систему подхода к миграционной политике. К примеру, предложить предпринимателям регистрировать своих приезжих сотрудников. А не перекладывать эту оформительскую ношу на мигрантов. Тогда не будет длинных очередей. Это вполне нормально. Не должен человек, которого наняли на работу, бегать и регистрировать себя во всех инстанциях. Эту ответственность нужно возложить на плечи предпринимателей. Они в конце концов ответственны за то, что эти люди находятся в Москве: за то, что они работают, строят, словом, за все то, что они делают здесь.
РГ: И когда же Мосгордума сможет подготовить и направить эту законодательную инициативу?
Метельский: Надеюсь, что скоро, до конца года: ведь эта тема для нас не нова и неоднократно обсуждалась как в стенах Мосгордумы, так и в мэрии.
Подробности "Делового завтрака" в "РГ"
с вице-спикером Мосгордумы Андреем Метельским
читайте в одном из ближайших номеров "Российской газеты"