Как положено, в Приморском крае начинается отопительный сезон: на севере раньше, на юге - начнется вотвот. В целом у населения нет никаких опасений по поводу отопительного сезона, но некоторых приморцев подступающие холода заставили поволноваться.
Дело в том, что накануне на дверях подъездов некоторых многоэтажек Владивостока, Уссурийска и Находки появились объявления следующего содержания: "Уважаемые граждане, в связи с наличием у жильцов вашего подъезда … задолженности по отоплению и горячему водоснабжению в сумме … вышеперечисленные услуги не будут вам предоставлены или будут приостановлены".
Некоторые объявления были более содержательны: из них жильцы узнали и кого винить в грядущих бедах, с точным указанием номеров квартирдолжников. Странно то, что никакой подписи под "цидулькой" не было. Как не было и телефонов, по которым могут обращаться недовольные граждане.
Кстати, на одном из девяти подъездов дома автора тоже появилась такая бумага (почему только на одном, неужели в остальных восьми должники исчезли как класс?). Еще двое сотрудников Владивостокского представительства "РГ" принесли подобные объявления. Следовательно, можно говорить о системе. Так что установить, откуда у этой затеи "ноги растут", стало делом чести.
Первый пункт назначения - жилищноэксплуатационная контора, в зоне ответственности которой находится многоквартирный "крейсер". Однако тамошние работники авторами этой бумаги себя не признали. История повторилась и в управляющей компании, которая претендует на то, чтобы взять наш, пока бесхозный, вернее, муниципальный дом, на обслуживание. Но и там от авторства категорически отказались. Открестились от бумаги и в компаниях, поставляющих тепло и горячую воду. В общем, поиски "виновника торжества" успехом не увенчались - с одной стороны. С другой - после общения со всеми этими официальными инстанциями стало ясно, что с объявлениями этими чтото нечисто.
- Бумага составлена совершенно неграмотно, - сказала любезная сотрудница управляющей компании. Но пояснить, в чем допустили прокол "коммунальные доброжелатели", отказалась. Более конкретно подошел к вопросу директор управляющей компании, правда, уже другой, Николай Голояд. Он пояснил, что применение карательных мер, которыми грозят авторы "открытого письма", абсолютно незаконно.
Если перекрыть горячую воду неплательщикам еще можно, то попавшие под руку коммунальных служб ответственные, в прямом смысле слова, квартиросъемщики и собственники жилья могут смело обращаться в прокуратуру.
Другой вопрос - для чего эти объявления вообще были развешаны? Чтобы настроить соседей друг против друга, и они пошли бы выяснять, из-за кого нет тепла? Представляете картину: некая молодая мама Катя Лейкина, оставшаяся с грудным ребенком в замерзающей квартире, теперь будет знать точно, кто виноват в ее несчастьях, - соседалкоголик Вася Пупкин.
Остается дождаться начала отопительного сезона во Владивостоке. Если аноним всетаки выполнит свои угрозы, то об этом мы непременно узнаем. Заодно станет ясно, кому же всетаки принадлежит авторство этих объявлений.
Юрий Моршенко,
сотрудник юридического бюро:
- Правила предоставления коммунальных услуг запрещают отключать три вещи: отопление, холодную воду и водоотведение. Так что остаться без отопления в холодное время года не рискуют даже отъявленные должники. Чего им стоит опасаться - так это отключения горячей воды. Она в список основных услуг не входит. Вы заметили - электроэнергии там тоже нет.
Еще скажу, что согласно правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, неплательщика могут отключить за неуплату по коммунальным счетам и без решения суда.
Происходит это примерно так. Если у жильца задолженность по оплате той или иной услуги более полугода, то исполнитель (тот, кто осуществляет подачу воды, тепла или света) обязан не ранее, чем за месяц предупредить неплательщика о том, что ему отключат, скажем, горячую воду. Если за этот месяц задолженность так и не будет погашена, еще через три дня неплательщика предупредят повторно. Только после этого исполнитель может привести свою угрозу в действие.
После погашения задолженности в течение двух дней после подтверждения факта оплаты бывшего неплательщика должны подключить к коммуникациям.