Если пользоваться терминами, принятыми на регате или на бегах, то можно сказать, что Christie's на полкорпуса отстает от своего всегдашнего конкурента Sotheby's. А тот еще полгода назад провел подобное же мероприятие, показав в Историческом музее роскошную предаукционную выставку старых мастеров и современных художников, заодно объявив о создании специального отдела "Сотбис Россия - СНГ". На презентации Christie's особо не распространялись по поводу своего филиала. Лишь президент европейского отделения фирмы Йохан Пуллканен представил собравшимся Анну Белорусову как представительницу аукционного дома в России, что, впрочем, давным-давно было известно профессионалам. Выступивший на пресс-конференции глава Роскультуры Михаил Швыдкой отметил как отрадный факт то, что коль скоро в Россию приезжают такие солидные аукционные дома и такие престижные произведения, то это надо воспринимать как свидетельство стабильности нашей страны.
В отличие от весенней выставки Sotheby's (сравнения тут неизбежны) экспозиция Christie's выглядела более дробной, поскольку британский аукционный дом решил одновременно представить слишком разные по значимости в истории искусства и по качеству вещи. Разумеется, работы Модильяни "Портрет скульптора Оскара Мещанинова" и "Сидящая девушка", знаковая работа для Матисса "Одалиска. Голубая гармония" (кстати, это портрет Лидии Делекторской, модели, секретарши художника, а потом и дарительницы матиссовских вещей в наши музеи), этапная для Пикассо "Голова женщины (Дора Маар)" 1941 года, а также натюрморт Бэкмана и портрет работы Джакометти - хиты международных распродаж. Так же как и (в данном случае не слишком броские) пейзажи Писсарро, Синьяка и натюрморт Гогена. Все они входят в наивысший раздел арт-рынка "Импрессионисты и модернисты", цены в котором колеблются в пределах от семи- до восьмизначных сумм в долларах. Вероятно, не только из скромности представители фирмы предупредили, что каков "эстимейт" (т.е. предварительная оценка той или иной вещи) они раскроют лишь по конкретному запросу. Что при этом делают на выставке картины китайских "соц-артистов" Цзен Фаньчжи, Фан Лицзюня, Ван Гуанъи, мало понятно. Может быть, британские аукционисты полагаются на память наших состоятельных коллекционеров, видевших этих китайцев на выставке соц-арта в Третьяковке минувшей весной. Ну а уж на знакомство с Уорхолом они в полной мере могут полагаться, а потому и привезли одну из его "Лиз", то есть шелкографическую Элизабет Тейлор.
Разумеется, как было не привезти в Россию картины русских же художников. В лабиринте выгородок и стендов в Доме Пашкова они занимают центральное место. Основная ставка, конечно же, на Сомова, на котором Christie's всегда хорошо зарабатывало. Сомовский "Отдых путника" не столь выразителен, как его предыдущие работы. Однако, по мнению экспертов, на два десятка миллионов он "потянуть" сможет. К топам в русском разделе можно отнести и "Вазу с сиренью" Гончаровой, "Портрет Александра Тихонова" Анненкова. "Иллюминация Кремля" - некий курьез для кисти Левитана. Но вот зачем вывешены семь карманного размера этюдов Похитонова, остается неясным. Возможно, это секрет фирмы, рассчитывающей на покупателей с меньшими финансовыми возможностями.
Центр выставки, как и следовало ожидать, занимает "Ротшильдовское" яйцо фирмы Фаберже. Это одно из трех существующих экземпляров яиц Фаберже, которые имеют одновременно часы и механический сюрприз - "заводного петушка" (два других - императорское яйцо "Петушок" 1900 года и "Шантеклер" 1904-го). Это же яйцо 1902 года все время хранилось в семье Ротшильдов и никогда не показывалось. Впрочем, Christie's уже двадцать лет как положило на него глаз. Вероятнее всего за это яйцо и будет самая отчаянная борьба на грядущем аукционе, хотя его "эстимейт" уже составляет около 16-18 млн долларов.
Последним трогательным аккордом презентации стал обмен подарками. Представитель "Газпрома" передал в дар Российской государственной библиотеке в лице ее директора Виктора Федорова 254 страницы наборного экземпляра "Темных аллей" Бунина (с его пометками), которые компания приобрела на предыдущем аукционе. В ответ г-н Федоров подарил представителям Christie's и "Газпрома" по одинаковой картине с видом Дома Пашкова кисти какого-то нынешнего художника. Почему бы не предположить, что эти картинки когда-нибудь окажутся и на аукционах Christie's с пометкой: "Работа неизвестного художника арбатской или битцевской школы начала XXI века"?