19.10.2007 05:40
Культура

Юрий Григорович привез в Москву своего фантасмагоричного "Ивана Грозного"

Юрий Григорович привез в Москву Краснодарский театр балета
Текст:  Ярослав Седов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4497)
Читать на сайте RG.RU

На сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Юрий Григорович показал один из самых своих знаменитых спектаклей - "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева.

Его исполнил Краснодарский театр балета под руководством Григоровича. Гастроли посвящены 70-летию образования Краснодарского края.

Как известно, премьера "Ивана Грозного" в постановке Юрия Григоровича состоялась в Большом театре в 1975 году. В следующем сезоне Григорович воспроизвел этот спектакль в Париже. Проект стал новым словом театрального менеджмента: так оперативно Париж не получал русских новинок со времен дягилевских сезонов. Зарубежный успех "Ивана Грозного" с участием Жана Гизерикса (Иван IV) и Доминик Кальфуни (Анастасия) был воспринят как прорыв советского искусства, то есть явление не только театральное, но и общественно-политическое. Этот спектакль показал, что метод Григоровича, открывшего оригинальные способы представить танец не украшением драматического действия, а его главным носителем, дает возможность не только превращать сказки в психологические драмы, но и выступать с концептуальными высказываниями на исторические темы.

Сделать это открытие балетмейстеру помог знаменитый художник Симон Вирсаладзе, постоянный соавтор Григоровича. В "Иване Грозном" экспрессивный, насыщенный сложными элементами танец подчинен строгому сценографическому решению, которое стало настоящим художественным открытием. Три вращающиеся апсиды напоминают то интерьеры теремов и соборов, то внешние стены кремлевских башен. За ними высвечиваются иконописные лики и группы персонажей. Когда артисты начинают двигаться, кажется, что оживают фрески.

Напластования картин, проступающих одна сквозь другую, и перемены декораций, то мгновенные, то замедленные, создают ощущение фантасмагории, в которую вовлечено все пространство.

Хотя балет поставлен на музыку Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна, действие не следует киносценарию, а развивается по оригинальному либретто постановщиков, которые ориентировались на форму шекспировских трагедий и старались максимально точно следовать историческим источникам. Разумеется, тщательнее всего Григорович и Вирсаладзе "прописали" образ самого царя, чья роль получилась едва ли не самой сложной в мужском балетном репертуаре.

Работа Дениса Владимирова, исполняющего Ивана Грозного в Краснодаре, - серьезное достижение танцовщика. Он уверенно справляется и с замысловатыми прыжками, и с трудными поддержками. В его танце есть драматизм, энергия, мощь и убедительность истинного героя. При этом его Иван - цельная натура. Мучительные коллизии, в которые попадает персонаж, для Дениса Владимирова - повод показать разные грани монолитного характера (среди которых пока преобладают позитивные черты, вызывающие симпатию), а не противоречивость натуры. Курбский в трактовке Сергея Баранникова - персонаж нервный, не выдерживающий ситуации, остро переживающий происходящее, но не способный побороться за свои интересы. Сложные массовые сцены отрепетированы тщательно. Занятые в них исполнители звонарей, народа, русских воинов, бояр, татар, аллегорических персонажей танцуют не просто с энтузиазмом, но с достоинством. Их поддерживает дирижер Александр Лавренюк, под управлением которого музыка Прокофьева звучит четко и экспрессивно.

Театр