19.10.2007 06:10
Власть

Евсей Гурвич: существуют два подхода к проведению региональной политики

Текст:  Евсей Гурвич (руководитель Экономической экспертной группы)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4497)
Читать на сайте RG.RU
Первые вопросы президенту задавали жители острова Русский. По их словам, они оказались оторванными не только от всей страны, но даже от Владивостока. А отсюда - множество проблем в социальной и экономической сфере. Как сказала президенту собеседница, есть одна Россия - до Урала, и совсем "другая страна" - за Уральским хребтом.

Разница в уровне жизни между самыми богатыми и бедными регионами действительно огромна. Причем неблагополучные территории можно найти не только на Дальнем Востоке, они есть в каждом федеральном округе. Между тем, по словам президента, все граждане страны, независимо от места проживания, должны иметь одинаковые возможности.

Но быстро эту проблему не решить, хотя многое уже сделано. Государство, например, гарантирует единые стандарты социального обеспечения на всей территории страны. И разрыв в уровне жизни меньше сказывается на положении пенсионеров из бедных регионов. Разница в их доходах и доходах работающего населения здесь меньше, чем в благополучных территориях. В первом приближении завершена реформа межбюджетных отношений. И на смену произвольному распределению финансовой поддержки регионов пришли четкие критерии, позволяющие сглаживать разрыв в бюджетной обеспеченности. Кроме того, регионы, демонстрирующие успешное управление собственными финансами, имеют право на получение из бюджета своеобразной "премии". Правда, в масштабах страны сумма средств, выделяемых на эту стимулирующую меру, все-таки невелика.

Сейчас существуют два подхода к проведению региональной политики. Один вариант предполагает увеличение поддержки для отстающих регионов. Так, например, принята Федеральная целевая программа по развитию Сибири и Дальнего Востока, по которой в течение четырех-пяти лет из бюджета будет выделено 500 миллиардов рублей. Большая часть этих средств пойдет на строительство инфраструктуры, и это сделает территорию более привлекательной для частных вложений.

По другому сценарию делается ставка на сильные регионы, уже сегодня служащие локомотивами общего развития страны. Там, например, за счет частно-государственного партнерства развиваются инфраструктурные проекты, строятся новые предприятия. А региональные власти, в свою очередь, имеют возможность предоставлять бизнесу налоговые преференции - например освобождать от уплаты налога на прибыль. Со временем бурное развитие сильных регионов может стать стимулом для подтягивания близлежащих слабых территорий. Они будут формировать спрос на производящуюся там продукцию и услуги, а значит, подталкивать и развитие производства. К тому же при бурно растущей экономике через несколько лет в сильных регионах будет ощущаться нехватка рабочей силы, и бизнес будет вынужден двинуться туда, где есть неиспользованная и дешевая рабочая сила. То есть к росту отсталых регионов приведут объективные экономические процессы. Впрочем, тут со стороны государства тоже следует продумать комплекс мер. Они могут быть связаны, например, с предоставлением каких-либо налоговых льгот для стимулирования деловой активности в депрессивных территориях.

Регионы Бюджеты регионов