19.10.2007 02:00
Общество

Галина Григорьева: О любви Ивана Пырьева и Марины Ладыниной до сих пор ходят легенды

Текст:  Елизавета Тренева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4496)
Читать на сайте RG.RU
На этой неделе Первый канал показал документальный фильм "Марина Ладынина. От страсти до ненависти".

 

Студия "Галакон", которая снимает для канала документальные ленты, постаралась не шокировать зрителей сенсационной "желтизной".

Разыскать в истории отношений знаменитой семейной пары - кинозвезды Марины Ладыниной и режиссера Ивана Пырьева - новые страницы, дело непростое. Она много раз обсуждалась в СМИ, становилась темой документальных лент. И все-таки нам снова пересказали сюжет этой драмы. Марине Ладыниной как героине документального рассказа повезло - режиссер, соавтор сценария и продюсер фильма Галина Григорьева непредвзято отнеслась к знаменитой актрисе, поняла и приняла ее характер и поступки, по-женски прониклась к ней сочувствием.

"Я прожила с Мариной 95 лет ее жизни"

Российская газета: Не секрет, что телевизионные каналы требуют, чтобы в документальных лентах была определенная доля "желтизны". Как вы выполняете "условия игры"?

Галина Григорьева: Мы не можем с этим не считаться - они исходят из своих данных о том, что интересует зрителей, что привлечет аудиторию.

РГ: Судя по всему, фильм о Ладыниной делался долго и тщательно?

Григорьева: Да, картину о Марине Ладыниной мы делали два года. За это время сменились три автора-сценариста, но все что-то не клеилось, фильм получался поверхностным. Я поняла, что настоящий портрет ушедшего из жизни человека можно сделать только с помощью свидетелей, близко его знавших, или новых достоверных фактов. Нам надо было не исказить биографию актрисы, не обидеть тех, кто жив из ее окружения, и при этом многое объяснить зрителям. Мне кажется, я прожила с Мариной все 95 лет ее жизни, так много я теперь знаю о ней. Хотя самый близкий человек, единственный сын Андрей, отказался давать интервью и вообще говорить о матери. Он предоставил нам для фильма несколько фото, видеокадры с Пырьевым, которые, кстати, есть и в Красногорском киноархиве. Андрей Иванович часто звонил и волновался, чтобы в фильме ничего негативного не говорилось об отце. Даже угрожал подать на нас в суд. Все это понятно, ведь у него с юных лет не было теплых отношений с матерью.

РГ: Как появился в фильме такой богатый биографический материал?

Григорьева: Мне удалось связаться с человеком, который прожил бок о бок с Мариной Алексеевной последние 15 лет ее жизни. Это дальняя родственница актрисы Ирина Седенкова. Она обычно отказывается от всех интервью, не доверяет журналистам. Ее не признает семья, ее много раз обвиняли в том, что у нее была своя корысть, вообще она претендовала на квартиру в высотке на Котельнической набережной. Я знаю, что это не так: Ирина боготворила Марину Алексеевну, благодаря общению с ней она стала киноведом и сейчас пишет книгу о Ладыниной. А с квартирой все решилось - она досталась внуку. В глубокой старости, когда непростой характер актрисы усугубился капризами, Ирина была при ней, находилась с ней в больничной палате и держала ее за руку до последнего вздоха. Ладынина сказала, что и на том свете она будет вспоминать двоих - Пырьева и Ирину. Без этой женщины, кстати, не захотевшей строить свою личную жизнь, оставив Марину, фильма бы не было. Жаль, что нельзя взять в картину все интервью Ирины Седенковой. Она говорила о Ладыниной столько хорошего, что мы сами просили найти "темные пятна" на ее облике. И не уговорили, не хочет она вспоминать негативные моменты, слишком крупной была личность Ладыниной, чтобы заниматься мелкими уколами.

"Предпочла компромиссу разрыв с любимым"

РГ: У вас в фильме проводится некое сравнение двух знаменитых кинематографических пар - Ладыниной и Пырьева, Орловой и Александрова. Чем это вызвано?

Григорьева: Орлова никогда не восставала против своего мужа. У них все конфликты, если они были, остались "под ковром". Ладынина была слишком сильной и свободной личностью, чтобы терпеть и прощать. Она предпочла компромиссу разрыв с любимым человеком, отказ от главного дела жизни. Это не каждая женщина сумеет. Мне кажется, что в работе над биографией Ладыниной нам помогали свыше. Потому что удалось найти ее письма к мужу, написанные в разные годы. Они открыли многое в их отношениях. Это была огромная и искренняя любовь. Марина писала с такой нежностью, заботой и лаской, когда они расставались во время войны в эвакуации или позже, из-за съемок, что становится ясно, почему неистовый Пырьев так ценил их союз. Ваня и сын - эти два человека присутствовали во всех ее помыслах в счастливые годы их жизни. Это потом не по ее вине все сломалось. Но она могла критиковать мужа, требовать сменить надоевшее ей амплуа простушки из народа. Марина была женщиной образованной, очень острой на язык, ее остроты цитировали в кинематографической среде. Она не боялась и не церемонилась и с властью, хотя сталкивалась с преследованием НКВД. Эти письма излучают магнетизм личности Ладыниной.

"Ей приснился сон, что Иван бежит к ней..."

РГ: Неужели ни одна тень не присутствует на созданном вами портрете звезды советского кино?

Григорьева: Марина умела преодолеть свои слабости, быть объективной. Она искренне жалела Людмилу Марченко, вызвавшую бурную страсть немолодого классика режиссуры. Она говорила, что такая молодая актриса не понимает, как опасно пойти против этого человека, который может очень высоко поднять, но может и уничтожить. От Пырьева действительно в те годы зависело почти все в мире кино. Сама Марина тоже была влюбчива, но никого равного ее Ивану не встретила. Есть еще один сюжет: расставшись с Пырьевым, Марина Алексеевна начала понемногу прикладываться к бутылке. Ей казалось, что так будет легче, и даже завела маленькую фляжку, которую носила с собой. Но когда пошли слухи, что Ладынина пьет, она в один момент оставила свою привычку и больше никогда к фляжке не прикасалась.

РГ: Вы уверены, что Иван Пырьев хотел после разрыва вернуться к жене и был готов возобновить отношения?

Григорьева: Мы предоставляем зрителям самим решить, как могли бы развиваться события, если бы Ладынина не была такой непреклонной. Я знаю одно, она его любила до своей смерти и думала о нем постоянно. Ей приснился сон, что Иван бежит к ней и падает на колени, протянув руки. Она целует эти руки и отпускает его. На следующий день Марина узнала, что Пырьева не стало. Уходя, он, возможно, просил у нее прощения. Мы делали фильм о трагедии женщины, которая полюбила человека такого масштаба.

мнения

Сергей Урсуляк, режиссер, автор одной из программ цикла "Пестрая лента" на Первом канале, посвященной Марине Ладыниной:

- Этот фильм мне не близок, потому что для меня всегда интересна творческая жизнь героев и только как фон - их личная история. Здесь же акценты смещены: на первом плане личная жизнь Ладыниной и Пырьева, и только как фон - их творческая судьба. Хотя принципиально хочу отметить: мне гораздо приятнее вечером смотреть про Пырьева и Ладынину, чем, к примеру, про Ксению Собчак и Тимати. Нравится ли мне интонация этого рассказа - это уже вопрос вкусовой.

Николай Сванидзе, историк, телеведущий, автор фильма о Марине Ладыниной, показанного на каналах "Россия" и "Культура":

- В целом фильм у меня вызвал симпатию прежде всего отсутствием желтизны. Я привык к тому, что подобные фильмы об известных людях, которые ушли из жизни, бьют по нервам. В них много лжи, вытягивания на первый план того, что аморально и заведомо неправда. А тут - мне понравились ранние фотографии Марины Ладыниной. Я их никогда не видел прежде, не знал, что она была так хороша. Понравились и фотографии ее отца - видно, в кого Ладынина такая породистая. Так что фильм получился одним словом - приличный.

Образ жизни Кино и ТВ