19.10.2007 03:00
Власть

Конституционный суд начнет новую пенсионную реформу

Конституционный суд рассмотрел дело о пенсионерах, рожденных до 1967 года
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4497)
Читать на сайте RG.RU

Вчера Конституционный суд рассмотрел дело будущих и настоящих пенсионеров, которые хотят принять участие в пенсионной реформе.

Из каждого правила есть исключение. Вот вчера в Конституционном суде трое заявителей наглядно доказали, что есть по крайней мере трое граждан РФ, которые не только не боятся никакой реформы, но даже настойчиво хотят в нее окунуться.

Константин Катанян, Лидия Ревенко и Дмитрий Слободянюк обратились в КС с просьбой о признании неконституционными пункт 3 статьи 2 Закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" (от 20 июля 2004 г.)

"Все мы являемся лицами, если позволите так считать, среднего возраста, оказавшимися жертвами поправок, - заявил Константин Катанян, - трое из нас решили идти до конца и оспаривать сам закон, согласно которому выплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 1 января 2005 г. стала осуществляться только в отношении лиц, родившихся в 1967 году и позже". Как только вышеупомянутые поправки вступили в силу, всем заявителям перестали производить начисления по обязательному пенсионному страхованию в накопительной части пенсий. Все трое также обращались в Пенсионный фонд, предложив добровольно пополнять накопительную часть трудовой пенсии - им отказали. И они пошли в КС, настаивая, что действующее законодательство фактически разделило всех российских граждан на две категории: тех, кто может увеличить размер своей пенсии - лица 1967 года рождения и моложе, а также те, кто этой возможности лишен - лица 1966 года рождения и старше. В общем, заявители требовали прекратить эту дискриминацию.

Хотя, конечно, дело тут не только в равных правах, а еще и в деньгах. Константин Катанян привел исследования Всероссийского центра уровня жизни, согласно которым покупательная способность средней трудовой пенсии по старости, которую получают более 29 млн человек, лишь немного превышает прожиточный минимум, а пенсии по инвалидности (это 4,2 млн граждан), по случаю потери кормильца и социальные пенсии вообще ниже этого норматива. "Возможно, Пенсионный фонд несколько стабилизировался, но проиграла наша страна от этих действий гораздо больше, - заявил Катанян, - она не только лишилась доверия будущих пенсионеров, но и запустила механизм замедленного действия, который может спровоцировать взрыв, когда самая активная сегодня часть населения достигнет пенсионного возраста".

Также заявители полагают, что существующее законодательство является коррупционноемким, поскольку не стимулирует самих работников бороться против "серых" зарплат, а тем временем задолженность работодателей по выплатам в Пенсионный фонд в 2006 году выросла более чем на четверть, до 95 с лишним миллиардов рублей. Приложенный же к заключению минздравсоцразвития законопроект не решит, по мнению заявителей, скопившихся проблем.

"Отменяя накопительную часть пенсий для указанной категории граждан, законодатель действовал в интересах большинства, когда сложившаяся экономическая ситуация сформировала такой подход к формированию страховой части пенсий", - пояснил ситуацию представитель президента в КС Михаил Кротов. А представитель Госдумы в КС, Давид Цабрия напомнил, что при подготовке законопроектов исходили из данных, что в стране 60 млн человек работающих и 80 млн неработающих, а значит, бюджет ПФ не сможет обеспечить неработающих и реформа предполагала дать возможность работающим за этот временной лаг заработать деньги. Он также сообщил, что сама цифра - 1967 - появилась после долгих дискуссий, "это компромиссная часть закона, выводилась такая цифра, которую мог выдержать бюджет, и это оптимальная цифра".

Неожиданную поддержку получили заявители от представителя Генпрокуратуры Александра Калугина, заявившего, что "законодатель должен был предусмотреть недопущение умаления прав граждан". А также поддержал дальнейшую пенсионную реформу (которая автоматически возникнет, если КС примет решение в пользу заявителей) и эксперт, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения Михаил Захаров. Он, кстати, и обрисовал масштаб проблемы: она касается более 10 млн человек трудоспособного возраста и работающих. Напомним, что закон напрямую коснулся мужчин, рожденных с 1953-го по 1966-й и женщин, рожденных с 1957-го по 1966-й.

Но, конечно, в самом сложном положении оказался представитель минздравсоцразвития Юрий Воронин. Он честно признал: "Запуская пенсионную реформу, неправомерно было включать в обязательном порядке без их воли и желания всех граждан в накопительную часть пенсионной системы, в страховую - да, потому что эта система базируется на принципе социальной солидарности поколений. Но невозможно принудить законодательно человека откладывать себе деньги на старость". Он считает, что именно из-за этой ошибки появилось и это дело и могут появиться другие дела в КС.

Свое решение по делу Конституционный суд огласит примерно через месяц.

Госуправление Пенсии и пособия Конституционный суд