Вчера завершилась 196-суточная вахта в космосе для 15-й основной экспедиции МКС.
Вместе с российскими космонавтами Федором Юрчихиным и Олегом Котовым возвратился и первый малайзийский ангкасаван Шейх Музафар Шукор, который провел на орбите одиннадцать дней.
Их ожидали в 14.37 по московскому времени в 85 километрах к северу от казахстанского города Аркалык. Однако уже после того, как на высоте около 140 километров над Средиземным морем произошло отделение спускаемого аппарата и он, войдя в атмосферу Земли, начал снижение, был задействован резервный вариант посадки по так называемой баллистической траектории. В результате приземление произошло на минуту или две раньше, а "недолет" до расчетной точки составил, по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, "буквально 50-70 километров".
Тем не менее все это заставило поволноваться и специалистов Центра управления полетами, и тех, кто наблюдал за всем происходящим с гостевых трибун.
А вчера здесь было особенно много гостей, включая вице-премьера Малайзии, министра обороны Мохаммада Наджиба Абдул Разака и, разумеется, семьи самих космонавтов и ангкасавана. В самый драматический момент, когда стало известно о переходе на баллистическую траекторию и со спускаемым аппаратом пропала связь, рядом с женами и родителями оказался один из самых опытных российских космонавтов Сергей Крикалев.
По словам Анатолия Перминова, связи не было до тех пор, пока капсулу не увидели на земле. "Первую информацию мы получили с самолета, что спускаемый аппарат лежит на боку, - уточнил глава Роскосмоса. - Был небольшой пожар - трава вокруг него погорела. Это хорошо - значит, сработали двигатели..."
Баллистический спуск хоть и рассматривается как один из штатных способов посадки, но это все же резервный и крайне не-желательный вариант, потому что связан с критическими перегрузками для даже специально тренированного человека. Как сообщили в ЦУПе, за все время полетов на МКС был только один случай "жесткого" возвращения по баллистической траектории. Четвертого мая 2003 года это испытание выпало экипажу "Союз ТМА-1". Тогда из-за сбоя в системе управления россиянин Николай Бударин и его коллеги астронавты Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петтит испытали девятикратные перегрузки, а спускаемый аппарат приземлился в 460 километрах от запланированного района.
В этот раз, как сообщил по горячим следам президент и генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота, переход "Союза" на баллистическую траекторию спуска произошел на высоте более 50 километров, когда спускаемый аппарат выходил из плазмы". Почему это произошло - пока непонятно, но замечаний к работе систем, по его словам, нет.
Тем не менее вчера же он получил указание главы Роскосмоса тщательно разобраться в причинах случившегося: "Если это вопрос техники, то мы рассмотрим его на технической комиссии, если - в людях, то в другом месте", - пообещал Перминов. И добавил, что спускаемый "аппарат в самый последний момент сорвался на баллистическую траекторию".
По мнению главного баллистика ЦУП Николая Иванова, перегрузки в этот раз составили чуть менее 8 единиц. И не вызвали особых проблем. Самочувствие космонавтов и ангкасавана, сообщил вчера глава Роскосмоса, не вызывает тревоги у врачей. Специалисты Института медико-биологических проблем, которые контролируют их нынешнее состояние, полагают, что срок послеполетной реабилитации увеличивать не придется.
Среди тех, кто с особыми чувствами ждал возвращения с орбиты этой космической экспедиции, есть и читатели "Российской газеты". Те, кто в канун Дня знаний выходил на прямую связь с экипажем МКС-15 ("Открытый космос как открытый урок" - "РГ", 31.08.07). Тогда Федор Юрчихин, Олег Котов и астронавт НАСА Клейтон Андерсен ответили на самые интересные и неожиданные вопросы наших читателей, а руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев пригласил "РГ" в Звездный городок - на очную встречу с экипажем после его возвращения.