На этой неделе в Екатеринбурге будет проходить пятая конференция по муниципальным информационным системам. На ней будут обсуждаться практические вопросы внедрения IT-технологий в работу органов местного самоуправления, а также проблема изменения законодательства в связи с информатизацией. По словам организаторов, на конференции будет представлен опыт и готовые решения, которые можно внедрять и в мегаполисах, и в малых городах.
У нас нынче век информационных технологий, но при этом во многих городах России Интернет в кабинетах чиновников появился лишь недавно, а муниципальные учреждения только-только начали переходить на электронный документооборот. Между тем еще в 2002 году появилась федеральная программа "Электронная Россия", нацеленная как раз на решение проблем информатизации управления, а в субъектах Федерации и муниципалитетах заработали собственные программы. О них "Российской газете" рассказывают председатель комитета связи и информационных технологиий администрации Екатеринбурга Игорь Самсонов и начальник информационно-аналитического отдела городской Думы Екатеринбурга Раиса Новикова.
Российская газета: В каких сферах управления сегодня наиболее активно применяются информационные технологии?
Раиса Новикова: В больших городах проводится работа по автоматизации многих задач городского управления. В частности, по муниципальным закупкам, градостроительной деятельности, организации единой диспетчерской службы, системам документооборота.
Игорь Самсонов: Большое внимание уделяется реализации приоритетных национальных проектов. Так, в Екатеринбурге в 2007 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" сто процентов школ подключены к сети Интернет. В этом году мы заканчиваем работу по созданию автоматизированной информационной системы (АИС) "Образование".
РГ: Насколько высока сегодня компьютерная грамотность чиновников? Ведь наверняка приходится учиться, чтобы работать в информационном пространстве.
Самсонов : Да, сегодня каждый работник администрации города имеет на рабочем месте персональный компьютер, практически все машины включены в локальную сеть, которую обслуживает 15 серверов. Можно выходить в Интернет, пользоваться автоматизированной системой "Электронный документооборот". Появление технических новшеств требует определенных знаний и навыков, поэтому мы регулярно проводим подготовку и переподготовку специалистов по новым информационным технологиям, служащие проходят 72-часовые курсы повышения квалификации по прикладному программному обеспечению. Ежегодно обучаем не менее 100 человек. Так что вместе с развитием технологий растет и уровень пользователей.
РГ: В стратегический план развития Екатеринбурга входит целый ряд программ и проектов информатизации под общим названием "Связь - вызов века". Насколько оправдывает себя название этого раздела?
Самсонов: Все современное мировое сообщество, и мы в том числе, переживает стадию глобальной информационной революции. Да, именно связь определит наш переход к информационному обществу. При этом ключевыми информационно-коммуникационными технологиями являются технологии широкополосного доступа, включая не только стационарную телефонную связь, но и мобильную сотовую, Интернет, в том числе беспроводной. Поэтому в рамках стратегического плана развития Екатеринбурга мы разработали несколько проектов в области развития связи.
РГ: В городе уже несколько лет осуществляется целевая программа "Электронный Екатеринбург". Каково ее значение для мегаполиса?
Самсонов: "Электронный Екатеринбург" - это целый ряд проектов, многие из которых уже реализуются. Сегодня построено ядро единой городской информационно-транспортной сети, соединяющее районные администрации и городскую. В администрациях районов установлено оборудование, которое позволит расширять сеть, подключать новые объекты, в первую очередь муниципальные структуры. Наша программа реализуется в соответствии с федеральной целевой программой "Электронная Россия" и призвана обеспечить информационное взаимодействие между населением, хозяйствующими субъектами, а также органами и территориальными структурами государственной власти и управления. То есть по сути своей это нормативно-правовой документ, необходимый для осуществления всего процесса информатизации муниципального управления.
РГ: Меняется ли что-то в структуре муниципалитетов и других организаций в связи с появлением в их работе информтехнологий?
Новикова: Естественно. Появляются новые подразделения, часть задач отдается на аутсорсинг, хотя пока в муниципалитетах последний не очень развит. Чаще сотрудники подразделений, занимающихся информатизацией, имеют колоссальную нагрузку, решают огромное количество задач.
Самсонов: Наш комитет связи и информационных технологий - как раз новое подразделение в администрации. Основная его задача - обеспечивать взаимодействие администрации Екатеринбурга с предприятиями и организациями связи и информатики, ассоциациями, объединениями. Мы планируем создать управляющую компанию "Электронный Екатеринбург", которая будет реализовывать и сопровождать весь процесс информатизации мегаполиса.
РГ: Бывает ли, что новшества не упрощают, а, наоборот, усложняют жизнь чиновников и тех, кто к ним обращается?
Самсонов: Это не так. Информационные технологии значительно упрощают повседневную, рутинную работу чиновника. Она становится "онлайновой", не кабинетной, а значит, открытой, прозрачной. Может быть, это кому-то и не понравится. Но я уверен, что таких единицы.
Новикова: Человек по сути своей консервативен. Внедрение новых технологий не всегда приветствуется исполнителями. Зато если система удобна, сокращает время обработки информации, поиска необходимых данных, люди быстро забывают о прошлом недовольстве. Кроме того, внедрение информационных технологий способствует созданию стройной системы работы с информацией и с посетителями.
РГ: Как влияет на информатизацию муниципалитетов тот факт, что прерогатива выделения средств на эту сферу находится у федеральных структур?
Новикова: Особенно сильно это сказывается на ситуации в малых городах, где собственных средств на информатизацию недостаточно. Мир развивается, без современных технологий невозможно осуществить многие управленческие процессы. Местная власть пытается изыскать средства на решение таких задач, жаль, что со стороны Федерации помощи ждать не приходится: пока программа "Электронная Россия" не решила ни одной задачи по информатизации российских городов.
Самсонов: Сегодня это очень серьезная проблема и для крупных муниципалитетов. По существу, становится невозможным привлечение напрямую средств из федерального бюджета на реализацию муниципальных программ. Так, общий объем финансирования программы "Электронный Екатеринбург" до 2013 года составит более 225 миллионов рублей. При этом из федерального бюджета предусмотрено выделение около 90 миллионов рублей. Однако до сих пор из бюджета федеральной целевой программы "Электронная Россия" ни одного рубля нами не получено. В течение 2005-2006 годов администрацией Екатеринбурга направлялись заявки на такое финансирование, однако дело так и закончилось только перепиской. Мне кажется, что руководству ФЦП "Электронная Россия" давно пора повернуться лицом к "пионерам" информатизации, таким, как Екатеринбург: организовывать пилотные зоны на базе таких городов, осуществлять целевое финансирование муниципальных программ информатизации, а затем готовые решения тиражировать по другим городам-миллионникам.
РГ: Что необходимо сделать для распространения такого опыта?
Новикова: Для этого должен появиться координирующий орган, который способен обобщить этот опыт и заняться распространением типовых решений. Такой орган необходимо создать как можно быстрее, так как задача интеграции информационных ресурсов на уровне Федерации очень актуальна. К тому же координирующий орган сможет инициировать появление нормативных документов, регламентирующих процесс информатизации.