23.10.2007 04:16
Экономика

Предприятия Урала ищут формулу идеального годового отчета

Западные стандарты ведения бизнеса начинают приживаться и в России
Текст:  Наталья Рулева (Свердловская область)
Российская газета - Урал: №0 (4499)
Читать на сайте RG.RU
Объявлены победители конкурса годовых отчетов, который на днях завершился в Екатеринбурге. Пятнадцать крупных компаний Свердловской области представили на суд жюри оформленные в виде презентационных буклетов результаты своей работы за 2006 год.

Подавляющее большинство участников конкурса - это банки и энергетические компании. И это не случайно: кредитные учреждения, раньше других в России начавшие работать с зарубежными банками, первыми осознали, что, помимо обязательной публикации годового бухгалтерского отчета в печатных СМИ, установленной законом,  объективно необходима и его расширенная, респектабельно оформленная версия. Она облегчает контакты с партнерами и потенциальными инвесторами.

В последние годы этот опыт активно стали перенимать и энергетики. Связано это с завершением реформы РАО "ЕЭС России", руководство которого понимает, что западные капиталы будут вкладываться в наши компании только при условии их финансовой прозрачности и хорошей деловой репутации.

В ходе "круглого стола", состоявшегося накануне церемонии награждения победителей, конкурсанты, дизайнеры, организаторы и члены жюри пытались вывести формулу подготовки идеального годового отчета. Сошлись во мнении, что мало кто из потенциальных клиентов станет внимательно вчитываться в сотни цифр, опубликованных в газете, которые обычно и называют годовым отчетом.
Ктото из участников нанимал для оформления буклета дизайнеров, другие обошлись силами своих специалистов, но  в обоих случаях трудней всего было ответить самим себе на вопросы, какой цели планируется достичь, какой должны увидеть компанию ее партнеры, акционеры, клиенты и инвесторы.

Участники нашли удачное сравнение: отчет не должен походить на длинное красное платье, в котором никуда, кроме вечеринки, не выйдешь. Гораздо удачнее стиль хорошо сшитого классического костюма - в нем хоть в театр, хоть в офис. Вполне естественно, что большинство компаний стремятся получить от публикации двойной и даже тройной эффект. При высокой себестоимости финансового документа в таком виде он успешно выполняет функцию не только аналитическую, но и имиджевую, рекламную и коммуникационную.

Средства на красивую обложку потрачены не зря, если внутри - четкий слог, наглядные иллюстрации, полная и достоверная информация. Таков вердикт жюри. Путь же к этому идеалу непрост. Немало пожеланий было к представленным на конкурс материалам у доцента кафедры дизайна УрГАХА Валерия Семенова:

- Я в большинстве отчетов видел много разных визуальных "фишек", но все они носили "макияжный" характер. Не было главного - налаженной связи с аудиторией компании. А достичь этого можно, если в компании хорошо представляют, какой образ предприятия хотят создать.

Жюри пришлось испытать все представленные документы на "профпригодность", выбрав те, которые приятно держать в руках и при этом их содержание понятно человеку, далекому от сферы финансов. Поэтому и похожи эти отчеты внешне на дорогие журналы и каталоги - такие же объемные, богато иллюстрированные и разноформатные. В выигрыше окажется тот, кто сумеет найти баланс между формой и содержанием, когда дизайнерские находки удачно дополняют информацию, привлекают к ней внимание.

- Отчет делается таким, чтобы было приятно и полезно перелистывать страницы, - делится наблюдениями заместитель председателя правления "УралТрансБанка" Валентина Александровская. - После переговоров у будущего инвестора или клиента должно остаться  не только впечатление от разговора, но и нечто материальное, вполне осязаемое.

В итоге приз за лучший годовой отчет получили компании "Свердловэнерго", Уральский банк реконструкции и развития, концерн "Калина", "Банк 24.ру", "Екатеринбургская электросетевая компания" и Свердловский губернский банк. Специальную награду от Института корпоративного развития за лучшее представление деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности вручили банку "Драгоценности Урала". Этот же банк получил и специальный приз от Уральского представительства "Российской газеты", которое выступило информационным партнером конкурса.

- Наша задача - обратить внимание бизнеса на годовой отчет как на элемент корпоративной культуры, - объясняет директор Института корпоративного развития в Уральском регионе Марина Вшивцева. - Это поможет компаниям стать более открытыми, и в конечном счете нашей экономике будет легче интегрироваться в мировую. Годовой отчет на Западе - это один из необходимых атрибутов цивилизованного, открытого бизнеса. Отчет одновременно является финансовым документом, при этом он имеет вполне конкретные стандарты, которые у нас приживаются медленно. Но надо начинать с малого. Для этого и был учрежден три года назад конкурс на лучший годовой отчет.

Ирина Буянова, директор по маркетингу банка "24.ру" объясняет, что два отчета делают те, кто понимает, что в официальном документе для акционеров не укажешь многих важных данных, например, количество и адреса филиалов, наиболее известных клиентов банка, полный анализ возможных финансовых рисков, а главное, что сумела заработать компания и как собирается эти деньги потратить. А ведь именно такие сведения формируют у клиентов доверие к банку и являются для них информацией первой необходимости.

На прошедшем недавно заседании координационного совета Союза промышленников и предпринимателей  в Уральском федеральном округе его председатель Виктор Вексельберг акцентировал внимание на том, что за пределами России нашу продукцию никто не ждет. И если мы хотим, чтобы нас понимали, то сегодня задача номер один - это выработка, формирование и безусловное соблюдение стандартов ведения бизнеса. Одним из них и является практика западных компаний по подготовке годовых отчетов.
Бизнес Свердловская область Урал и Западная Сибирь