Несмотря на существенный рост цен на продовольствие в сентябре-октябре 2007 года макроэкономическая обстановка в России в целом остается стабильной, а прогнозы - оптимистическими. Ощутимо затормозила в августе-сентябре лишь промышленность (см. статью на стр. 7). Динамика инвестиций, по данным Росстата, в январе-сентябре осталась на высоком уровне в 21,2 процента, розничного товарооборота - 14,8, доходов населения - 12,4 процента. Это выше или примерно соответствует годовым ориентирам минэкономразвития. Разумеется, рынки продолжают работать с оглядкой на возможное замедление и даже стагнацию американской экономики.
Можно предположить, что если конец октября-ноября 2007 года не принесет российской экономике и банкам новых неприятных сюрпризов извне, то большинство кредитных организаций смогут наконец "состыковать" свои кредитные портфели и заемные средства. В этом случае кредитные программы банков в декабре 2007-го и начале 2008 года не будут замораживаться, угроза чего еще месяц назад казалась вполне реальной. Также очевидную поддержку получит инвестиционный и потребительский спрос, что имеет ключевое значение для поддержания высоких темпов роста промышленного производства, в целом экономики и, в частности, доходов населения. В этом случае даже более высокая, чем ожидалось, инфляция не будет восприниматься столь болезненно предприятиями и потребителями - не говоря уже о всплесках панических прогнозов некоторых экономистов и аналитиков.
Сдержанность потребителей
Впрочем, избежать незначительного коррекционного охлаждения потребительского спроса в IV квартале 2007 года, по всей видимости, все же не удастся. Во-первых, структура спроса в краткосрочном плане уже оказалась переориентированной на продовольствие, товары и услуги первой необходимости в ущерб дорогостоящим покупкам товаров длительного пользования. Это обусловлено, как уже говорилось, ростом цен на продовольствие и ухудшением условий потребительского кредитования. Невозвраты в этой сфере выросли в 2007 году на 71 процент, а их доля в кредитных портфелях, по оценке минэкономразвития, - до 8 процентов при допустимых 5 процентах.
Во-вторых, в III квартале 2007 года наметилось и некоторое охлаждение потребительских ожиданий. Произошло это несмотря на то, что результаты обследований, проведенных Росстатом во II и III кварталах 2007 года, в целом свидетельствуют о сохранении положительных тенденций в потребительских ожиданиях населения России. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2007 года уменьшился на 0,5 процента, что несколько ниже уровня предыдущего квартала - 0 процентов, но выше всех остальных значений индекса за весь период наблюдения.
Отметим, что индекс потребительской уверенности для большинства развитых стран является едва ли не ключевым индикатором для краткосрочного макроэкономического прогнозирования. Дело в том, что он является интегральным показателем, свидетельствующим не только о возможности, но и о готовности населения тратить деньги, поддерживая таким образом конечный внутренний спрос. Повышение индекса потребительской уверенности в 2007 году, отмечает Росстат, обеспечивалось возрастанием доли позитивных оценок респондентами произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения и экономической ситуации в стране, а также благоприятности условий для крупных покупок.
Экономика процветает быстрее
Сейчас ситуация стала несколько менее радужной. При том что россияне не видят впереди особых проблем для экономики в целом, их личные ощущения ухудшились. Так, по данным Росстата, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу возрос на 7 процентов и превысил уровень III квартала 2006 года на 2 процентных пункта. Индекс произошедших изменений в экономике России увеличился на 8 процентов, или на 5 процентных пунктов по сравнению с III кварталом 2006 года.
Но в результате доля положительных оценок респондентами произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране оказалась при этом примерно вдвое выше, чем при оценках аналогичных изменений в личном материальном положении. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении уменьшился на 1 процент, хотя и поднялся на 2 процентных пункта относительно III квартала 2006 года. В то же время индекс произошедших изменений в личном материальном положении уменьшился еще больше - на 2 процента, хотя также оказался на 3 процентных пункта выше, чем в III квартале 2006 года.
Характерно при этом, что всего каждый пятый респондент считает, что в его материальном положении в течение года произошли положительные изменения. Но в то же время доля респондентов, ожидающих улучшения своего благосостояния через год, еще меньше и составляет только 12 процентов.
Не хочется тратить по-крупному
Наиболее тревожит же в данных Росстата то, что по-прежнему наиболее низким является индекс благоприятности условий для крупных покупок, который снизился в III квартале 2007 года на 14 процентов, хотя по сравнению с соответствующим периодом прошлого года он вырос на 5 процентных пунктов. При этом доля опрошенных, указавших на благоприятные условия для крупных покупок, поднялась до 24,1 процента против 23,1 процента во II квартале 2007 года и 20 процентов в III квартале 2006 года. Доля опрошенных, указавших, что ситуация для крупных покупок неблагоприятна из-за недостатка средств, в III квартале 2007 года составила 39 процентов и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года не изменилась.
Одновременно Росстат отмечает, что незначительные, но тем не менее положительные сдвиги прослеживаются в оценке опрошенными своего текущего материального положения. Доля лиц, считающих свое личное материальное положение хорошим и очень хорошим, составила 7 процентов, плохим и очень плохим - 33,3 процента против соответственно 6,6 и 36,5 процента в III квартале 2006 года. Отметим также, что сохранилось, хотя и уменьшилось, резкое расхождение позитивных и негативных оценок. Это, согласно методологии аналитической интерпретации опросов подобного рода, говорит о низкой удовлетворенности населения доходами и качеством жизни.
Если бы молодость знала
"Распределение" индекса потребительской уверенности по возрастным группам населения осталось прежним: молодежь настроена столь же оптимистично, сколь пессимистичной остается старшая возрастная группа. Однако не очень хорошо, что минимальный прогресс зафиксирован у респондентов средних возрастов - по определению наиболее производительных и высокодоходных. По данным Росстата, в III квартале 2007 года положительная динамика индекса отмечалась по всем возрастным группам населения старше 16 лет. Наиболее высокий индекс по-прежнему характерен для молодежи в возрасте 16-29 лет - плюс 7 процентов. У лиц от 30 до 49 лет индекс возрос на 1 процент, а для лиц 50 лет и старше сохранилось отрицательное значение в 7 процентов.
И все же заканчивается сводка статистиков на мажорной ноте. Наиболее заметным проявлением позитивных настроений потребителей является оценка ими ожидаемых изменений экономической ситуации в стране. Среди молодежи в III квартале 2007 года соответствующий индекс возрос на 15 процентов, у лиц в возрасте от 30 до 49 лет - на 7 процентов, а для населения 50 лет и старше - на 3 процента.
Как опрашивали и считали
Опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 года ежеквартально с охватом 5,0 тысячи человек в возрасте 16 лет и старше.
Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров, услуг и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:
- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятные, очень плохое, совсем неблагоприятные);
- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятные, плохое, скорее неблагоприятные);
- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).
Согласно методике Европейской комиссии рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения. Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.
Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей в процентах "определенно положительных" и "скорее положительных" ответов и суммой долей в процентах "определенно отрицательных" и "скорее отрицательных" ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание
Обобщающий композитный индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение 5 частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.