Оно почти все было снято в Риме - киностолице страны. Даже удивительно, что там не было кинофестиваля. Он появился в прошлом году - Римский международный. Теперь Рим - снова открытый для кино город.
Война фестивалей
Новобранец, призванный под ружье с легкой руки римского мэра, в прошлом кинокритика Вальтера Велтрони, с первых же шагов решил отнять пальму первенства у фестиваля в Венеции - старейшего в мире. Началась сущая война: оба киносмотра стали обмениваться ядовитейшими стрелами. Теперь чуть угомонились: поделили сферы влияния. Венеция, поволновавшись, осталась мероприятием для профессионалов - там кино смотрят кинематографисты, критики и прокатчики. Рим объявил себя фестивалем для народа. Своей штаб-квартирой выбрал суперсовременный комплекс концертных залов "Аудиториума", в обычное время отданного классической музыке. В жюри посадил полсотни наиболее продвинутых кинозрителей, отобрав их из нескольких тысяч подавших заявки; руководит ими какой-нибудь знаменитый мастер - в прошлом году это был итальянский классик Этторе Скола, нынче - боснийский режиссер Данис Танович.
И фильмы в свой конкурс Рим берет в основном такие, чтобы сочетали художественное качество с ориентацией на массовый прокат. Впрочем, сам конкурс здесь не главное. Куда обширней и представительней программы гала-премьер европейских и даже мировых. Есть и секция кино молодых и о молодых, ее название отсылает к миру сказки: "Алиса в городе".
Улыбка Марка Аврелия
Главный приз фестиваля назван именем Марка Аврелия. В прошлом году его увез российский режиссер Кирилл Серебренников, автор "черной комедии" "Изображая жертву". Нынче от России на него претендует исторический эпос Сергея Бодрова-старшего "Монгол", снятый вместе с Казахстаном и Германией. Это фильм о Чингисхане - завоевателе полумира, которого проклинают в Европе и боготворят в Азии. Бодров взял за основу исследования историка Льва Гумилева и уверен, что фигура Чингисхана не так однозначна, как считают. "Нам повезло, что пришли монголы, иначе России бы уже не было, - сказал он автору этих строк. - Была бы другая страна или несколько стран - католических и православных... Монголы не были оккупантами. Их выбрал умный человек - Александр Невский".
Эта картина о юных годах Чингисхана уже широко прошла в России и готовится к выпуску на мировых экранах. Казахстан выдвинул ее на "Оскара", и я думаю, у нее хорошие шансы. В Риме ее смотрели с большим интересом, и уже в субботу станет известно, улыбнется ли нам снова Марк Аврелий.
Коппола: снова молодой
Римский фестиваль на ходу обрастает традициями и собственными приколами. С одной стороны, у него есть торжественная красная дорожка, по которой в эти дни прошли София Лорен, Кэйт Бланшетт, Джейк Джилленхаал, Джейн Фонда, София Коппола, Моника Беллуччи, Кейра Найтли, Рис Уизерспун, Джеффри Раш, Роберт Рэдфорд... Но когда на горизонте появился знаменитый мастер ужасов Дарио Ардженто, красную дорожку заменили черной - страшной. Под гулкими сводами Аудиториума вечно галдят дети - их стройными рядами приводят на сеансы "Алисы в городе" жгучие училки-итальянки. Первой большой победой Рима над Венецией стал приезд Фрэнсиса Форда Копполы, который решил именно Риму отдать фильм "Юность без юности", снятый мастером после десятилетнего молчания. Мэтр даже счел нужным сопроводить этот акт манифестом: мол, фестивали типа Каннского и Венецианского стали утехой для критиков и оторвались от народа, поэтому Коппола предпочитает показать свою картину там, где в залах обычная публика.
66-летний режиссер в этом фильме решил отбросить весь свой кинематографический опыт и начать карьеру заново. "Одно из преимуществ юности в искусстве - невежество, - говорил он на пресс-конференции. - Молодой человек знает так мало, что может позволить себе быть бесстрашным. Конечно, с возрастом приходит опыт, но в искусстве бесстрашие важнее. Если бы до "Апокалипсиса сегодня" я знал все то, что узнал в ходе работы над ним, то даже не взялся бы за эту картину. Если вы уже падали с дерева, чувствовали боль от ободранных коленок и страдали от того, что смешны, гораздо труднее забраться на дерево снова. Итак, я решил, что лучше всего стать любителем и признать, что я ничего не знаю и почти все люблю".
Картина снята по роману румынского писателя Мирче Элиаде, и это действительно абсолютно новый Коппола, ничем не напоминающий автора "Крестных отцов". Сложная, полная метафор, мистики и аллюзий драма-притча о человеке, к которому чудом вернулась молодость, - штука позаковыристей, чем "Фауст" Гете. Во всяком случае римская публика явно ушла озадаченной.
Между тем
Под занавес праздника организаторы Римского кинофестиваля наградят Софи Лорен, "крестную мать" этого мероприятия, почетным призом за вклад в кино. Одной из параллельных программ фестиваля стала ретроспектива фильмов с участием кинодивы. Зрители увидели ставший классикой фильм "Брак по-итальянски" с Марчелло Мастроянни и Лорен в главных ролях.