Этот проект впервые был представлен агентством "Ардани артистс" в "Нью-Йорк сити центр" в 2006 году и имел оглушительный успех. В постановке Большого театра примут участие испанец Анхел Корейя, американец Итан Стифел (оба из Американского театра танца), датчанин Йохан Кобборг (Королевский балет Великобритании) и Николай Цискаридзе (Большой театр). В течение четырех вечеров каждый будет танцевать соло, все они встретятся в балете "Для четырех", поставленном Кристофером Уилдоном, а вершиной проекта станет выступление каждого артиста в партии Учителя в балете Флиндта "Урок".
Накануне премьеры Флеминг Флиндт рассказал о проекте.
- Постановка в Большом театре - это ведь не первый ваш приезд в Москву?
- Впервые на сцену Большого театра я попал в 1968 году, когда вместе с Кирстен Симоне танцевал с труппой Большого театра главные партии в "Жизели". В 1973 году я приезжал на гастроли в Москву как руководитель Королевского датского балета. Я ведь учился и танцевал сначала в Копенгагене, потом работал в труппе "Лондон фестивал балле" (теперь это Английский национальный балет) и семь лет в Париже. В Парижской опере я танцевал и в постановках русских хореографов: принца Зигфрида в "Лебедином озере" Владимира Бурмейстера и в балетах Сергея Лифаря.
- Обычно Парижская опера никого не принимает со стороны. Как вы попали на эту сцену в ранге "этуали" звезды?
- Конечно, все было не просто, особенно первые месяцы. Когда профсоюзы осознали, что датчанин будет звездой, они стали противиться. Французам ведь нравится только все французское и ничего другого им не нужно. Тем не менее в Париже со мной произошли большие перемены: если Дания дала мне школу, то Париж вывел меня на международный уровень. Кроме того, Париж подарил мне знакомство с Эженом Ионеско, Жаном Луи Барро, Фрэнсисом Пуленком.
- Известно, что вы ставили не только как хореограф?
- В общей сложности я поставил более 60 спектаклей: это и балеты, и драматические пьесы, и оперы. Дважды я ставил оперу Прокофьева "Любовь к трем апельсинам": в Копенгагене и в лондонском "Ковент-Гарден". С Жаном Луи Барро в 1965 году в "Метрополитен-опера" и в "Ла Скала" мы сделали постановку "Фауста" Гуно.
- Как возникла идея поставить пьесу "Урок" Ионеско на балетной сцене?
- Мне было 26 лет. Я танцевал в Париже и часто думал: "Ну сколько еще раз я могу танцевать принца в "Лебедином озере?" Однажды в небольшом театре "Ля Юшетт" я увидел "Урок" и "Лысую певицу" Эжена Ионеско, и мне пришла идея: "Вот если бы перенести этот урок математики в балет, добавить сюда чувств". В начале 50-х на спектакли Ионеско приходило очень мало зрителей - человек десять-пятнадцать. Однажды Ионеско позвонили из театра и сказали: "В зале нет ни души. Нужно ли играть в пустом театре?" Ионеско поступил умно, он ответил: "Подождите 20 минут, мы с женой подъедем". Спектакль тогда состоялся, а сейчас, спустя пятьдесят лет, в Париже до сих пор есть этот театр "Ля Юшетт", и там до сих пор идут эти спектакли.
Решив поставить "Урок" в балете, я сразу пошел к Ионеско, и хотя он встретил меня без энтузиазма, но сказал: "Хорошо, господин Флиндт. Напишите на листе бумаги, как бы вы хотели это поставить, и приходите через неделю". Когда я вернулся через неделю, он, ознакомившись с моим проектом, спросил: "Когда будем делать?" Был февраль. Я говорю: "Я смогу это сделать в сентябре". "До сентября я умру", - ответил Ионеско. Он всегда боялся смерти. "Урок" был поставлен впервые на датском телевидении
в 1963 году, а через шесть месяцев мы дали балетную премьеру его пьесы в Париже в "Опера комик". Ионеско же прожил еще тридцать с лишним лет.
- "Урок" выдержал испытание временем и идет сегодня в разных театрах мира. В чем суть этого балетного высказывания?
- Это замечательная история, можно сказать, триллер - забавный и страшный: учителя и ученицы. Подобные коллизии разыгрываются в комедии дель арте. Это не ново, но здесь есть и интеллектуальная база: история выходит за рамки сюжета к масштабу осмысления судьбы мировой цивилизации, взаимоотношений между народами в определенную эпоху.
- Как вам работается над "Уроком" в Большом театре?
- В Большом театре великолепные танцовщики. Они, правда, не пунктуальны, когда дело касается репетиций. Для меня главное в русских танцовщиках то, что у них есть темперамент. Именно поэтому они так востребованы в мировом балете. Балерины из России напоминают мне прекрасных русских борзых: это изумительная стать, породистость. В моем спектакле Пианистку репетирует Илзе Лиепа, а Ученицу - Светлана Лунькина. В партии Учителя выступит Сергей Филин.