25.10.2007 03:00
Власть

Соцопрос: российские избиратели ориентируются на свое мнение

Текст:  Валерий Федоров (генеральный директор ВЦИОМ)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4502)
Читать на сайте RG.RU

За полтора месяца до парламентских выборов политикой в России интересуются не более 37% опрошенных. Совершенно не интересуются 24%, скорее не интересуются еще 36%.

 

Среди интересующихся доминируют россияне в возрасте 45 лет и старше. Среди самых молодых избирателей политизированными можно назвать не больше 28%.

Впрочем, отсутствие интереса к политике не означает, что 2 декабря люди не придут голосовать. Многие голосуют не из интереса, а из азарта, или по привычке, или за компанию, под влиянием предвыборной агитации. Хотя чужое мнение для нашего избирателя значит не много. Отвечая на вопрос, к чьей позиции стоит прислушаться, формируя свой политический выбор, наш человек обычно говорит: к своей собственной. Для 28% значимо мнение членов семьи, родственников. Для 23% - мнение президента России. Слова любых других политиков что-то значат лишь для 11%, мнения журналистов и комментаторов - для 5%, артистов и спортсменов - 2%. Молодежь чуть чаще прислушивается к мнению членов семьи, старики - к позиции президента.

Итак, распространенная версия о всевластии СМИ, и особенно ТВ, весьма преувеличена. Как, между прочим, и мнение о тотальности "административного ресурса". Чуть больше года назад мы спросили людей, сталкивались ли они хотя бы раз с практикой принуждения к голосованию за определенную партию или кандидата со стороны властей. Сталкивались, как выяснилось, 12%, а не сталкивались никогда - 82%. Тех, кто что-то слышал о фактах принуждения ("я сам ничего не видел, но мне говорили, что другие видели..." и т.п.), уже 28%.

Естественно, что на факты принуждения чаще указывают противники президента и сторонники оппозиционных партий. Очевидно, что в этом случае мы имеем дело с предвзятой позицией, рассчитанной на стереотипно негативное восприятие всего, что исходит от власти. Ведь победу своих противников на выборах гораздо легче объяснить происками властей, чем собственной неадекватностью политическому запросу избирателей.

Еще один стереотип, распространившийся в последнее время: если раньше центрами оппозиции властям и их политике была "красная" деревня, то сегодня недовольство концентрируется в крупных городах. ВЦИОМ провел исследование политического поведения жителей трех крупных городов - Ростова-на-Дону, Тюмени и Хабаровска. Жители крупных городов более прагматично и жестко относятся к политике, у них существенно больше возможностей для личностной и карьерной самореализации, они меньше зависят от государства, более критично к нему настроены. Но это не значит, что они имеют установку голосовать за оппозицию или вообще не голосовать! Их политические пристрастия примерно соответствуют общероссийским. И партиям, конечно, предстоит всерьез побороться за их симпатии.

Внутренняя политика ВЦИОМ