25.10.2007 01:15
Культура

Ярославская сцена вновь собирает лучших актеров страны

Ярославская сцена вновь собирает лучших актеров страны
Текст:  Нелли Григорян (Ярославль)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4501)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в старейшем российском провинциальном театре - Ярославском академическом театре имени Федора Волкова - открылся восьмой Международный театральный фестиваль, чьим ежегодным девизом стало известное щепкинское изречение: "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…".

В древний город на Волге с лучшими своими постановками приехали театры из российских краев и областей и зарубежные гости. По традиции трем лауреатам на открытии вручается правительственная премия имени первого профессионального актера Федора Волкова. Нынче ими стали Омский театр для детей и молодежи, Минусинский драматический театр из Красноярского края и заслуженный артист России, актер Краснодарского государственного академического театра драмы Станислав Гронский.

Рядом с театрами из глубинки играют на волковской сцене в эти дни (и это тоже традиция) столичные труппы. В нынешней фестивальной афише - МХАТ имени Горького, Московский театр имени Ермоловой и столичный театр из Японии с известным мюзиклом "Босоногий Гэн".

Как удается поддерживать высокую планку фестиваля, пожалуй, одного из немногих в России, который дает возможность показать себя театральным коллективам из самых дальних и малых российских городов, какими видятся сегодняшний день и перспективы развития театра, корреспондент "Российской газеты" беседует с исполняющим обязанности директора Волковского  Алексеем Ивановым.

Российская газета: Алексей Николаевич, с каким настроем труппа вступает в сезон, каковы ближайшие планы художественного совета коллектива?

Алексей Иванов: Наш театр не может позволить себе, в угоду коммерческим интересам, опускаться при выборе пьес до откровенной пошлости. Поэтому, я считаю, театр Волкова никогда не будет ставить на своей сцене те спектакли, которые не соответствуют художественному уровню академического театра. Причем это не просто "не позволит руководство" - с этим не смирится коллектив, это заложено в традициях театра, в самой его ауре, это чуждо и нашему зрителю. В итоге остается в театре  именно то, что близко по духу, по традициям, по культуре. Это очень важно.

РГ: И как же складывается нынче репертуар сезона? Классика, современность - пятьдесят на пятьдесят?

Иванов: Нет. Исходя из тех же традиций серьезного академического психологического театра, соотношение это, как бы в процентах, составит 80 - в пользу классики и 20 - современных пьес. Убежден - театр Волкова должен ставить в большинстве своем серьезную драматургию. Толстого, Чехова, Островского, Гоголя, Шекспира… Но в серьезной мировой драматургии есть же не только драмы и трагедии, но и прекрасные комедии, которые вполне могут быть кассовыми спектаклями. Это неувядаемые пьесы Гольдони, например. Мы убедилсиь в этом, поставив его "Два веронца", "Венецианские близнецы". Или шекспировская "Двенадцатая ночь". Есть интересные и современные варианты, к примеру, пьесы Птушкиной, Скороходовой. Их тоже хорошо принимают зрители. А возможности труппы сегодня таковы, что режиссер может практически любую пьесу ставить - от классической драматургии до современного мюзикла.

РГ: Волковский театр, насколько знаю, уже года полтора работает без главного режиссера. Вероятно, это непросто?

Иванов: Мы приглашаем ставить спектакли на волковской сцене известных российских и зарубежных режиссеров. Пражский режиссер Раймонт уже не единожды работал с ярославской труппой. Он ставил у нас "Короля Лира", "Кьеджинские перепалки" и дал согласие снова поставить спектакль, скорее всего что-то из Шекспира. Есть договоренность с главным режиссером Московского театра имени Гоголя Сергеем Яшиным о постановке веселого спектакля "Тетушка Чарлей" (киноаналог - "Здравствуйте, я ваша тетя"). Ярославский режиссер Анатолий Бейерак будет ставить "Женитьбу Бальзаминова".

Задумок и планов много. Но, честно говоря, есть у меня одна такая заветная мечта - устроить в театре Волкова какой-то хороший, профессиональный и безусловно культурный творческий… скандал. Ну, можно сказать иначе - сенсационную постановку. Чтобы нарушить ровные спокойные отношения со зрителем, вызвать его на прямой эмоциональный контакт. Чтобы было обсуждение и столкновение мнений. И чтобы так: идешь на работу и видишь очередь в кассу, и кругом вопросы, вопросы  "Нет ли лишнего билетика?". Но это, наверное, мечта любого театра…

РГ: А вот странно - на гастролях Волковский театр, судя по всему, эти эмоции пробуждает. Всякий раз немало хороших отзывов, призы. Местная публика что же - привыкла?

Иванов: Чтобы держать внимание зрителей там, где театр работает постоянно, где его хорошо знают, нужна и хорошо продуманная режиссерская политика, и крепкий творческий лидер. Так что задачу такую мы поставили перед собой - смотреть, искать и в ближайшее время (если не в этом сезоне, то в следующем) определиться с кандидатурой главного режиссера театра. Мне бы хотелось, чтобы это был кто-то из тех режиссеров, которые ставят в последнее время постановки на волковской сцене. Чтобы он проявил себя в спектаклях, нашел контакт с артистами. Он должен "показаться" коллективу и, в свою очередь, посмотреть на труппу в целом.

Очень надеемся подобрать такого главрежа, который был бы достаточно профессиональным, эрудированным специалистом, достаточно жестким человеком, чтобы уметь проводить свою линию. Ну, и имеющим серьезный опыт работы с театром, знающим психологию артиста. Словом, многое должно совпасть.

РГ: А труппа по составу сейчас большей частью из ветеранов состоит или немало и молодых?

Иванов: В театре растет талантливая смена. Два года назад было принято сразу восемь выпускников нашего Ярославского театрального института. И сегодня большинство из них не просто в основном составе, но и играют главные роли - Николай Шрайбер, Виталий Даушев, Наташа Мацук, Ирина Веселова…

И им есть у кого поучиться - у таких мастеров сцены, как Наталья Терентьева, Владимир Солопов, Татьяна Иванова, Татьяна Гладенко, Валерий Кириллов, Сергей Цепов… Я могу называть практически всех наших актеров, занятых в репертуаре, потому что это очень хорошие артисты.

РГ: Существует ли проблема занятости в репертуаре?

Иванов: Существует. Все хотят играть главные роли, но для всех их не хватает. И вот тут как раз необходима политика главного режиссера, знающего возможности каждого артиста, выбирающего пьесы для постановки с учетом и наибольшей занятости труппы, и творческого роста молодых актеров.. А пока этот процесс контролирует руководство театра, художественный совет.

РГ: Ну, хорошо, Волковский театр - это приверженность классике, серьезной драматургии. А как же - эксперимент, новаторское прочтение, без чего сейчас, пожалуй, не обходится ни один театр…

Иванов: У нас для этого есть хорошая экспериментальная площадка - камерная сцена. Вот там простор новаторству. К примеру, на камерной был поставлен молодежный спектакль "Божьи коровки", не характерный для нашего репертуара. Иногда, то, что с успехом зарекомендовало себя на малой сцене, переходит на большую. Так было со спектаклем по Чехову "Две смешные истории о любви".

РГ: Планируете ли продолжать активную гастрольную политику, как это было в последние годы?

Иванов: Разумеется. Я вообще считаю, что театр не должен зацикливаться на одном своем городе. Он должен видеть реакцию зрителей в других городах, других странах. Это нужно даже не столько для артиста как такового, сколько для труппы в целом. С другой стороны, надо чтобы о театре знали, он был бы представлен миру. Поэтому, несмотря на то, что мы побывали уже во многих российских городах, объехали всю Европу, побывали в Америке, Японии, Бразилии, Египте, планируем снова и участие в театральных фестивалях, и выезд на гастроли, и на обменные гастроли. Возможно, поедем в Новороссийск, а за рубеж - может быть, в Болгарию или Германию. И, конечно, в соседнюю Кострому и города Ярославской области. Это будет еще зависеть и от того, какой бюджет театру утвердят на будущий год.

РГ: Театр имени Федора Волкова необычный. Он, единственный из региональных коллективов, на правах первого российского профессионального театра имеет статус федерального и подчиняется Агентству по культуре и кинематографии РФ. Это облегчает вашу жизнь или усложняет?

Иванов: Такого статуса, как у Волковского, действительно нет ни у одного другого провинциального театра. Могу сказать, что мы попали в удачные руки и в удачное время. Все планы, которые мы намечаем совместно с Агентством - и социально-бытовые, и финансовые - они в общем процентов на 90 встречают поддержку и выполняются. Поддерживают нас и местные власти. И хотя мы административно им не подчиняемся, но и мэрия города, и областная администрация по возможности помогают театру, понимая, что работает он на ярославской земле и для ярославцев.

А со временем получилось так, что 250?летие театра в 2000 году отмечалось торжественно, присутствовал президент страны. И 260?летие театра совпадает с прекрасной датой - 1000-летием Ярославля. Думаю, что две эти даты удачно дополнят друг друга.

Театр Ярославль Центральная Россия