Суть обращения в том, что при начале строительства объекта УХО в районе городка Щучье государство якобы обещало "золотые горы", но ничего не сделало, а "на социальные нужды сел и деревень района не затрачено ни рубля".
Граждане просят вмешаться в ситуацию даже президента России. В письмах президенту содержатся просьбы обязать правительство РФ увеличить отчисления на социальные нужды района до 13% (закон предусматривает не более 10%); рекомендовать Госдуме изменить ряд законодательных актов; дать указание Счетной палате проверить правильность расходования средств; обязать Федеральное агентство по промышленности построить жилой дом, детский досуговый центр, а также провести газопровод и водопровод, восстановить дорожное покрытие, выдать каждому жителю района компенсацию за проживание в "зоне особого риска" и т. д.
В своем обращении в высокие инстанции авторы почему-то не упомянули, что год назад закончилось многомесячное судебное разбирательство по тем же самым вопросам, которые они уже излагали в судебном иске к правительству РФ.
Пресненский районный суд г. Москвы досконально исследовал все претензии группы щучан. Были изучены многочисленные документы и законодательные акты, касающиеся проблемы УХО, допрошены десятки свидетелей, проведены необходимые экспертизы. В итоге 18 октября 2006 года суд вынес решение: в иске к правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам, задействованным в реализации Федеральной целевой программы по уничтожению химического оружия в Российской Федерации, отказать. В том числе было отказано в требовании компенсировать "моральный вред"(!) каждому из истцов в размере 500 тысяч рублей.
Представители истцов с этим решением не согласились и подали кассационную жалобу в более высокую инстанцию. Тщательное судебное разбирательство длилось еще полгода. И вот определение кассационной инстанции - Московского городского суда - от 10 апреля 2007 года: "Оставить решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 октября 2006 года по делу N 2 - 145/06 без изменения, а кассационную жалобу жителей Щучанского района без удовлетворения".
Возможно, информация об этих решениях не была доведена до населения должным образом, поэтому и пошла волна осенних писем. Люди могли посчитать, что их жалобы просто игнорируются и всерьез никем не рассматриваются, хотя это, конечно, не так.
Уничтожение химического оружия - программа глобальная, очень сложная, дорогостоящая, и находится она под строжайшим международным контролем. А в России каждый этап выполнения программы УХО находится еще и под неусыпным наблюдением Генпрокуратуры, ФСБ, МВД, той самой Счетной палаты и множества других контролирующих органов. Так что даже представить, что "химические деньги" уходят куда-то налево, а не по прямому назначению, просто невозможно.
Бюджет программы уничтожения химического оружия большой, но отнюдь не безграничный. И считать, что за счет отчислений на социальные нужды можно решить абсолютно все проблемы вечно дотационных районов, по меньшей мере наивно.
Рассказать о том, как формируется социальная программа, на которую выделяются федеральные деньги, кто в Шучьем контролирует строительство объектов социальной инфраструктуры, какими документами руководствуется Федеральное агентство по промышленности, что уже сделано и что еще предстоит выполнить, мы попросили начальника отдела контроля реализации гос-оборонзаказа Федерального агентства по промышленности Дмитрия Шмелева.
Вот что он рассказал "Российской газете", прежде всего читателям Щучанского района Курганской области:
- В соответствии с Федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденной постановлением правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 в редакции постановлений правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 639 и от 21 июня 2007 г. N 392 на улучшение социально-бытовых условий граждан, проживающих в зоне защитных мероприятий, предусмотрено строительство объектов инфраструктуры на сумму до 10% от объема денежных средств, выделяемых для строительства объекта по уничтожению химического оружия.
Стоит подчеркнуть, что перечень объектов социальной инфраструктуры (жилых домов, досуговых центров, инженерных сетей, дорог и т. д.), строительство которых осуществляется и будет осуществляться в счет этих средств, определяется администрацией Щучанского района и губернатором Курганской области.
Строительство жилого дома на 57 квартир, детского досугового центра, устройство водопровода, канализации и газификации каждого дома на территории зоны защитных мероприятий объекта УХО в Щучьем за счет средств, выделяемых на строительство объектов социальной инфраструктуры, "Уточненным перечнем объектов по созданию и реконструкции социальной и инженерной инфраструктуры...", утвержденным заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности и губернатором Курганской области 15 июня 2006 г., не предусмотрено.
Завершение работ по восстановлению дорожного покрытия тех улиц, на которых оно было повреждено в ходе строительства, поручено ОАО "Стройпрогресс".
Рассчитать и выплатить денежные компенсации гражданам, проживающим в зоне защитных мероприятий Щучанского объекта УХО, не представляется возможным в связи с тем, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия", в том числе признана утратившей силу статья 17 вышеуказанного закона. Данный законодательный документ вступил в действие и обратной силы не имеет.
Обеспечение населения, проживающего и работающего в ЗЗМ, средствами индивидуальной защиты осуществляется Федеральным агентством по промышленности в соответствии с постановлением правительства РФ от 13 марта 2006 г. N 128 "О реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности граждан, постоянно или преимущественно проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия". Федеральным агентством по промышленности в настоящее время осуществлена закупка и передача Управлению по делам ГО и ЧС Щучанского района 19 756 комплектов средств индивидуальной защиты (противогаз ГП-7 - 15 736 штук, противогаз ПДФ-2-Д - 1080 штук, противогаз ПДФ-2-Ш - 1080 штук, КЗД-6 - 137 штук) согласно выделенной заявке.
Работа по организации оповещения населения, проживающего и работающего в ЗЗМ объекта УХО в г. Щучье Курганской области, ведется в соответствии с положением о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденным постановлением правительства РФ от 24 февраля 1999 года N 208.
В соответствии с проектно-счетной документацией, согласованной с Управлением по делам ГО и ЧС Щучанского района и главным Управлением по делам ГО и ЧС Курганской области, оповещение населения будет осуществляться несколькими способами: через рупорные громкоговорители уличного оповещения, по каналам звукового сопровождения телевещания, по существующим каналам радиовещания, через автоматические телефонные сети населенных пунктов и при помощи мобильных пунктов оповещения. Строительство ЛСО планируется осуществить за счет безвозмездной технической помощи иностранных государств до июня 2008 года.
Региональные системы экологического контроля и мониторинга окружающей среды в районе объекта по хранению и уничтожению химического оружия в г. Щучье Курганской области создаются на основе требований действующего в РФ законодательства в области охраны окружающей среды. Создание систем экологического контроля и мониторинга окружающей среды осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по промышленности, а контроль и надзор за работой данной системы - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объект УХО в г. Щучье будет запущен в эксплуатацию в 2008 году. К началу эксплуатации данного объекта в обязательном порядке будет закончено создание систем экологического мониторинга окружающей среды и оповещения населения.
Досье "РГ"
В соответствии с распоряжением главы администрации г. Щучье непосредственный контроль за строительством объектов социальной инфраструктуры осуществляют:
Шипунов Григорий Евгеньевич, заместитель главы администрации г. Щучье;
Устинова Наталья Евгеньевна, представитель администрации г. Щучье;
Небогатов Геннадий Александрович, заместитель директора ЖКХ г. Щучье.
В целях оперативного получения информации о состоянии дел и решении вопросов, связанных с обеспечением мер безопасности, целесообразно обращаться в адрес информационных структур на территории Курганской области:
641010, Курганская обл., г. Щучье, ул. Победы, д.1, оф. 203. Группа по работе с общественностью. Тел. 8 (35244) 2-11-68. Руководитель - Добрынина Людмила Кузьминична;
640000, г. Курган, ул. Тобольная, д. 54, комн. 401. Региональный информационный центр. Тел. 8 (3522) 41-12-10. Руководитель - Дубровский Олег Александрович.