Об этом заявил вчера "РГ" председатель Координационного совета союза малых сетей России Олег Пономарев во время работы I Всероссийского съезда собственников независимых сетей России.
И пояснил, что малые торговые сети "никогда на социально значимых, то есть дешевых, товарах и не зарабатывали, поэтому ограничить свою торговую наценку до 10 процентов для них не проблема". Собственно, она, как правило, выше и не поднимается, уточнил Олег Пономарев. Зарабатывает малый торговый бизнес, по его словам, совсем на другом - на дорогих элитных товарах и алкоголе. Вот там розница действительно делает наценку в 50 процентов. Причем 70 процентов из них уходит на маркетинг и рекламу. А вот к производителям у розницы претензии есть. Как рассказали корреспонденту "РГ" участники съезда, наценка торговли, например, на колбасу и сосиски составляет максимально 25 процентов, а рентабельность переработчиков составляет 40-80 процентов.
Вот здесь и надо искать резервы для снижения роста цен, считают представители торговли. На вопрос "РГ": на чем следует сосредоточиться, чтобы не допустить дальнейшего подорожания продовольствия, собственники сетей ответили однозначно: "На логистике". И привели любопытный пример. В Томске на одной птицефабрике цена на тушку накручивается на том, что производители упаковывают ее сначала в полиэтиленовый пакет, затем в мешочек, потом в коробку и, наконец, в ящик. То есть на каждом этапе идут дополнительные затраты на упаковку и зарплату рабочим. Но когда товар приходит в магазин, то прежде чем выложить его на прилавок, надо трижды распаковать. Затраты на утилизацию и зарплату распаковщиков, естественно, добавляются к цене куриной тушки. И договориться о том, чтобы минимизировать эти процессы, продавцам и производителю не удается. Иными словами, такое полезное и активно осваиваемое в развитых странах дело, как логистика (доставка товара "от поля до прилавка"), пока остается тайной за семью печатями, хотя оплачивается из кошелька потребителя.
Участники съезда отметили, что развитие рынков во всех странах проходит несколько этапов: становление, рост, насыщение и стагнация. Продуктовый рынок России сейчас находится на втором этапе. А самые большие объемы на нем занимают молочные продукты и алкоголь.
Что касается управляемости рынка, то независимые эксперты считают - в России пока не развита сеть крупных торговых центров. На миллион покупателей приходится один гипермаркет и 20 супермаркетов. Если в Дании три розничные сети контролируют 90 процентов торговли, то в нашей стране семь известных сетей продают пока только 10 процентов продуктов питания. Малым торговым сетям это, конечно, только на руку. Но чем крупнее магазин, тем больше у него возможностей вести гибкую ценовую политику.