26.10.2007 01:59
Культура

На выставке в Москве к картине художницы из Краснодара поставили охранника

Каждый предмет на полотнах художницы вплетен в оригинальный сюжет
Текст:  София Малахова (Краснодар)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (4502)
Читать на сайте RG.RU

На московской выставке в Академии художеств у одной из картин краснодарской художницы Натальи Воржевой пришлось поставить специального охранника.

Слишком много оказалось желающих колупнуть пальцем выписанные ею кружева: не настоящие ли приклеены?

Во время открытия первой персональной выставки Воржевой в Краснодаре таких зрителей не оказалось. На вернисаж пришли профессионалы: учителя, коллеги, муж - заслуженный художник РФ Сергей Воржев, дочки Юля и Лена, студентки художественно-графического факультета КубГУ. В двух залах - 18 натюрмортов, и в каждом из них частичка щедрой Кубани, будь то гроздья калины, седой чеснок, коралловый перец, золотые блины с медом или пламенеющие в корзине раки.

А на первом плане, как правило, кружевные салфетки или скатерти, написанные так, что вызывают оптический эффект объема. Способность точно передать красками фактуру предмета она унаследовала от дедушки Георгия Толстова, про которого сохранилась в семье такая байка. Пришли к ним как-то соседки и заохали: "Вот как они богато живут, Толстовы эти. Все стены у них в коврах!" И давай ковырять гвоздики, которыми ковры прибиты. А те-то дедом на стене нарисованы, как и все ковры.

Такая подробная, любовная живопись требует особой, хочется сказать, женской тщательности и неспешности. Иногда фрагмент предмета приходится прописывать часами.

- Когда рука устает держать кисть, - рассказывает художница, - на помощь приходит муштабель - специальная палка из бамбука с мягким поролоновым набалдашником.

Удобно расположившись под рукой, он помогает отвлечься от реальности и уйти туда, в другой мир, где каждый предмет как целая планета. И старинная, позеленевшей меди керосиновая лампа, и осенняя, вся в точках и червоточинках груша - все они равноценные герои полотен Натальи Воржевой.

Брал у нее как-то уроки живописи француз Жерар Артюфель. Суть своей авторской манеры Наташа объясняла ему так: "Вот есть у вас в языке два артикля - определенный и неопределенный. Неопределенный означает предмет вообще, например стол. А определенный означает именно этот стол. Мне интересна именно эта вещь и то, что отличает ее от других".

Ее волнует каждый предмет, его душа, его жизнь во времени. От этого зависит, чем художница окружит его на холсте, какие ассоциации он вызовет, какую историю расскажет внимательному зрителю. Вот "Натюрморт с кумганами". Как потемневшие от времени латы воинственных кочевников, как угрюмые скифские курганы - возвышаются в нем древние кованые кувшины. А у их подножий - цветок бессмертника и две половинки граната с красными, как капельки крови, зернышками. А вот "Возвращение в Горгиппию". Ярко-синий, отделанный белым кружевом платочек в сочетании с амфорами, фигурками древних божков и рогатыми раковинами напоминает о жарком полуденном море. Так рождается образ античного города на берегу Черного моря. Когда-то он стоял на месте нынешней Анапы. И какие только сюжеты не способны поведать одушевленные предметы - главные герои картин Натальи Воржевой.

Арт Краснодар СКФО Кубань. Северный Кавказ