Российская газета | Валерий Андреевич, расскажите, пожалуйста, что такое реестр памятников? Тот же самый список, но только в электронном виде?
Валерий Шевчук | Реестр отличается от перечня тем, что это уже система, полный свод знаний о памятнике. Из него можно узнать, кто является автором памятника, когда он был создан, в каком находится техническом состоянии, когда и в каком объеме проводились ремонтно-реставрационные работы, кто был и кто является собственником и пользователем и так далее. Чтобы представить на общее пользование такую исчерпывающую информацию, пришлось поработать очень многим городским структурам. Вместе с Москомнаследия этим занимались горБТИ, Мосгеотрест, НИиПИ Генплана, Федеральная регистрационная служба по Москве.
Что еще очень важно? Реестр - не составленный раз и навсегда документ, а развивающаяся, постоянно наполняемая и обновляемая структура. В нем отражаются буквально все изменения, которые происходят в жизни памятника. А благодаря его неотъемлемой части - историко-культурному опорному плану - имеются сведения не только о зданиях, но и территориях, на которых расположен данный объект, и прежде всего - об охраняемых зонах.
РГ | Кому может быть полезен этот реестр?
Шевчук | Да любому горожанину, интересующемуся историческим наследием. Кроме того, реестр облегчит жизнь строительным организациям и инвесторам. Не имея полного представления, где начинается, а где заканчивается охраняемая зона, нельзя прокладывать ни одной коммуникации. А для того чтобы получить такую информацию, до сих пор приходилось тратить не один месяц. Ну а для городских властей главная ценность реестра состоит в том, что появляется прозрачность во всем, что касается памятников. Это, с одной стороны, избавит их от необдуманных градостроительных решений и будет способствовать сохранности памятников истории и культуры, а с другой стороны - не оставит почвы для неоправданных упреков со стороны защитников старины.
РГ | 73-м Федеральным законом предусматривалось создание Единого государственного реестра...
Шевчук | Увы! Его нет до сих пор, хотя решение на этот счет было принято еще в 2004 году. По правилам, любой субъект Федерации должен был бы формировать свой реестр на базе федерального. Но поскольку время не терпит, Москва по сути вынуждена была создать городской реестр на свой страх и риск. Надеемся, что он повлияет на ускорение создания подобной базы на федеральном уровне и в то же время окажется полезным для коллег из других регионов. Дело в том, что до сих пор не утверждено даже положение о реестре, хотя специалисты Москомнаследия под эгидой Министерства культуры РФ принимали участие в его разработке еще в 2005-2006 годах.
К сожалению, нерешенными остаются на федеральном уровне и многие другие вопросы. Например, нет положений о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы и о зонах охраны объектов культурного наследия. Не определен порядок взаимодействия между федеральными и региональными органами власти при уточнении территорий памятников федерального значения. Не разработана даже форма паспорта объектов культурного наследия. Поэтому столица и тут вынуждена экспериментировать. В итоге к концу текущего года половина столичных памятников получит охранные свидетельства, а в 2008 году - и все остальные объекты культурного наследия.
РГ | Москву довольно часто упрекают в том, что она слишком вольно относится к памятникам старины. Немало случаев, когда от них остается только фасад...
Шевчук | "Первозданность" подавляющего большинства дошедших до нас архитектурных памятников, увы, нередко является следствием заблуждения. Возьмем, к примеру, даже московский Кремль - и он на протяжении своего существования не раз перестраивался в соответствии с требованиями времени. Вспомним: сначала он был деревянным, потом стал белокаменным, а привычные нам его красно-кирпичные стены возведены руками "гастарбайтеров" XV века - итальянских зодчих во главе с Солари.
Внутренняя перестройка обычных, ничем не выдающихся старых зданий с сохранением фасада и внешних стен, происходящая в наши дни, способствует сохранению исторического облика города. Обветшалое историческое здание с планировкой позапрошлого века часто невозможно использовать адекватно занимаемому им месту. Важно понимать, что именно мы хотим сохранить. Для этого определяется предмет охраны - в одном случае это фасады, в другом - уникальные элементы планировки, декора. Главное, не допустить появления современных сооружений там, где они не вписываются в окружающую среду. Такой подход - общемировая практика, позволившая сохранить исторический облик большинству крупных европейских городов.
Да и просто бесполезно пытаться без разбора сохранять абсолютно все, что было построено до нас. Ведь и тогда в городе было много типового строительства, не представляющего художественной и исторической ценности. А город должен развиваться.
РГ | Не растеряет ли Москва при таком подходе свои памятники, которых не так уж и много на ее территории?
Шевчук | Количество памятников в Москве не уменьшается, а даже увеличивается за счет того, что под охрану постоянно берутся вновь выявленные объекты культурного наследия. В частности, лишь с начала текущего года распоряжениями правительства Москвы принято под охрану 180 объектов. Это нередко делается по заявлениям общественности. Чтобы связь с ней была прочнее, при Москомнаследия недавно создан Институт общественных инспекторов. Например, по заявлениям москвичей недавно поставлены на охрану ограда больницы на улице 8 Марта и известный всем дом с прекрасным фризом в Плотниковом переулке. Остановлен разбор здания Каретного сарая на Рождественке. Получила статус объекта регионального значения станция метро "Университет". И вот совсем свежий факт: ТСЖ "Курчатовское" предлагает придать охранный статус своему микрорайону. Эта заявка будет также рассмотрена на одной из экспертных комиссий.
РГ | И все-таки авторы сборника "Московское архитектурное наследие: точка невозврата" упрекают столичные власти в поте-ре многих памятников по их вине...
Шевчук | Появление городского реестра, надеюсь, в будущем позволит избежать таких ошибок, которые допущены в этом издании. Например, под угрозу, по мнению его авторов, попал комплекс жилых домов "Мантулинская" 20-30-х годов. В то время как на самом деле эти дома являются выявленными объектами старины. То же самое относится к "советской немецкой слободе" архитектора Чечулина, что на Октябрьском Поле, по поводу которой вышло распоряжение правительства Москвы о придании ей статуса объекта культурного наследия регионального значения. Решениями наших комиссий, в частности, введены в состав выявленных памятников комплекс доходных домов XIX века в Леонтьевском переулке, доходный дом с лавками второй половины XIX века на Пятницкой, да и многое другое. Кстати, всю эту информацию авторы отчета могли бы получить, если бы в свое время обратились просто в Москомнаследия. Но этого не произошло. Теперь она имеется в открытом доступе.
РГ | Закончился ли раздел памятников между столицей и федерацией, по поводу которого тяжба в свое время дошла до Конституционного суда?
Шевчук | К сожалению, нет, хотя Москва направила перечни объектов, которые переходят в ее собственность в соответствии с протоколами, подписанными в свое время Германом Грефом и Алексеем Кудриным, как и полагалось, до 1 июля текущего года. Но они, похоже, сначала просто увязли в процедурах, а теперь их вновь начинают оспаривать с помощью судебных исков. Я надеюсь, что здравый смысл в Росимуществе все-таки победит и 2,5 тысячи федеральных памятников, имеющихся в Москве, обретут наконец своих законных собственников без лишних судов. Это нужно прежде всего для того, чтобы, как неоднократно подчеркивал Юрий Лужков, создать жесткую систему контроля, без которой никто не гарантирует сохранности объектов культурного наследия. В конце концов, важно не то, чей именно памятник, главное, чтобы собственник был эффективным, а все, что происходит с памятником, было прозрачным для общества.
Справка "РГ"
В Москве расположено 6,5 тысячи памятников культурного наследия, 2,5 тысячи из них - федерального значения. На их содержание и реставрацию столица ежегодно тратит из своего бюджета около 3 миллиардов рублей.