Российские училища и колледжи выпускают специалистов квалификации "рабочий" в пять раз меньше, чем это нужно для экономики. При этом на рынке труда с каждым годом все сильнее проявляется переизбыток дипломированных юристов и экономистов. "Перекосы" в работе отечественной системы образования уже стали причиной кадрового дефицита в строительной отрасли и промышленности.
Реформа системы образования на днях обсуждалась в верхней палате парламента на очередном заседании Совета законодателей, в котором принял участие глава нашего государства. О том, по какому пути пойдут эти реформы, рассказал "Российской газете" один из ведущих экспертов верхней палаты в сфере подготовки кадров председатель Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Владимир Кулаков.
Российская газета: Почему отечественная система образования оказалась настолько негибкой, неспособной быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда?
Владимир Кулаков: Причин много. Могу выделить главную и проиллюстрирую ее на примере вузов. Дело в том, что процесс обучения студентов, их набор и выпуск у нас целиком контролируется ректорами. Ректоры же, определяя, по каким специальностям будут обучаться студенты, опираются на ту материально-техническую базу, на тот преподавательский состав, которые уже сформированы в вузах. Грубо говоря, если институт специализируется на массовом выпуске экономистов, то для ректора "выскочить" из этой учебной колеи, переориентировать вуз на выпуск специалистов более востребованных профессий - это целая проблема. Для этого нужно потратить массу энергии и сил.
Многие руководители вузов, как правильно отметил президент, привыкли работать по старинке, ничего не меняя годами. К тому же среди молодежи профессия юриста или экономиста считается очень престижной, а престиж рабочих профессий продолжает оставаться невысоким. Численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 1995 годом увеличилась в нашей стране в три раза. "Перепроизводство" юристов и экономистов перешло все границы. Более 40 процентов наших студентов осваивают именно эти профессии. А при этом растущая российская экономика нуждается прежде всего в инженерно-технических кадрах и рабочих.
РГ: У парламентариев есть программа реформы системы образования?
Кулаков: Да, такая программа существует. Первое, с чего надо начать: необходимо наладить тесный контакт между образовательными учреждениями, с одной стороны, и региональными властями и работодателями - с другой. Ведь именно местные власти и работодатели лучше всего информированы о том, каковы потребности регионального рынка труда. Следовательно, они должны влиять на то, каких специалистов и в каких "пропорциях" готовят в вузах и училищах. Как внедрить такой механизм?
Для начала нужно создать на государственном и региональном уровнях систему постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в профессиональных кадрах. Должны быть назначены лица или создан специальный орган, которые бы проводили такой мониторинг. То есть власти всех уровней при помощи работодателей должны следить за тем, какие профессии наиболее востребованы на рынке. Эта информация затем должна постоянно поступать в министерство образования и науки, которое, исходя из потребностей работодателей, займется изменением системы подготовки кадров по всей стране. Мы, законодатели, готовы быстро принять все законы, необходимые для утверждения такой схемы.
РГ: Вы назначены на работу в Совет Федерации от администрации Магаданской области. Многие эксперты говорят, что кадровый "голод" особенно сильно ощущается на Дальнем Востоке. Есть ли дефицит кадров в таком специфическом крае, как Магадан?
Кулаков: Наша область в данном случае не исключение из общего правила. Регионы Дальнего Востока, включая Магаданскую область, сейчас играют роль демографических доноров для регионов европейской части страны: с Дальнего Востока происходит постоянный отток населения трудоспособного возраста. Среди выпускников дальневосточных вузов и училищ укрепилось мнение, что хорошо зарабатывать можно только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России, находящихся к Западу от Урала.
Я вам скажу, что очень многие работодатели из таких крупных городов сами приезжают в дальневосточные вузы и переманивают студентов уехать из родных мест на заработки. И большинство студентов соглашается уехать. Нехватка рабочих рук в той же Магаданской области обостряется еще и отсутствием сбалансированности в подготовке кадров между уровнями профессионального образования.
У нас ведется подготовка достаточно большого количества специалистов с высшим образованием и слишком мало -квалифицированных рабочих. В Магаданской области на 10 тысяч человек приходится 608 студенческих мест, 147 мест в системе среднего профессионального образования, а в системе начального профессионального образования - всего 101 место. Такие пропорции не соответствуют потребностям экономики области.
Департамент образования Магаданской области взял под контроль трудоустройство выпускников системы начального профессионального образования. С 2006 года в Магаданской области создан центр по подготовке рабочих кадров для ремонтно-строительного комплекса. В центре аккумулируются бюджетные и внебюджетные средства, которые расходуются на качественную подготовку рабочих кадров. Подобные проекты нуждаются в льготном обеспечении.
Говоря о реформе образовательной системы в целом, считаю необходимым внести дополнения в Закон "Об образовании", которыми бы предусматривалось распределение выпускников вузов и профучилищ на работу сроком не менее чем на три года в профильные учреждения. Кроме того, необходимо принять закон о нормативной финансовой обеспеченности образовательных учреждений. Нужно активизировать работу по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, проработать на законодательном уровне стимулирование труда преподавателей образовательных учреждений. Проблема кадрового дефицита в народном хозяйстве стоит у нас настолько остро, что требует безотлагательного вмешательства на государственном уровне.