30.10.2007 01:30
Культура

Россияне увидят "Америку сегодня"

В Эрмитаже проходит выставка "Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи"
Текст:  Елена Елагина (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4505)
Читать на сайте RG.RU
Прошли времена, когда актуальное искусство будоражило общественное мнение, смущало неокрепшие умы и раздражало умы, возмужавшие в другой традиции. Нынче оно - обыденность.

У каждого свой бизнес. Один продает гамбургеры, а другой, как нам упорно объясняли весь ХХ век, смыслы. Невелика разница. Главное, и то, и другое - товар. Это сорок лет назад на выставку американской графики стояли бы километровые очереди и ломились толпы жаждущих прикоснуться к свободному искусству. Нынче никакого ажиотажа.

Выставка красиво приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Америкой. Ею открывается масштабный проект "Эрмитаж 20/21", цель которого - расширение коллекции западного искусства ХХ века. Ведь после 1917 года пополнение фондов крупнейшего музея современным искусством было до обидного незначительным. По мнению директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, выставка "Америка сегодня" - лучшее начало для подобного проекта. В самом деле, лондонская Галерея Чарлза Саачи - авторитетнейшая институция, открывшая миру около 150 новых имен. Демиэн Хёрст, Трейси Эммин, Дженни Савилл и Джейк и Динос Чепмэны, представители ныне хорошо известного движения YBA ("Молодые британские художники") - именно здесь получили свой бурный старт, положивший начало дальнейшим успешным карьерам.

Галерея предложила российским зрителям около 60 произведений 21 художника, созданных в течение последних трех лет поколением тридцатилетних, чье становление проходило под знаком терактов 11 сентября 2001 года. Восемь из участников экспозиции родились в других странах, от Пекина, Парижа и Найроби (Кения) до Люблина (Польша) - в этом вся современная Америка.

Почему нам так больно здесь и сейчас? - как будто бы вопрошают эти залы. При этом в качестве причин боли имеются в виду вещи сугубо земные, как бы априори поддающиеся гуманизации и подвластные доброй воле - социальное устройство, хищнические корпоративные интересы, тотальная несправедливость мира, одиночество и отверженность вопрошающего.

Никакой раздражающей монотонности, несмотря на общий идеологический лейтмотив, на выставке не наблюдается. Напротив, собранные вместе эти работы дают парадоксальное ощущение молодой силы, способной многое разрешить. В том числе и средствами искусства. Скажем, полотно Адама Цвияновича "Поэма о любви через 10 минут после того, как закончилось земное притяжение", заполнившее весь зал и заставляющее вспомнить иллюстрации к "Мойдодыру" (сапоги за пирогами, пироги за утюгами), создает мастерскую иллюзию вихревого движения, когда весь мир летит вверх тормашками незнамо куда и зачем. Но это, казалось бы, разрушительное и бессмысленное движение столь оптимистично и солнечно по колориту, что не остается места чувствам безысходности и богооставленности.

А вот выдержат ли эти работы соседство с классическим искусством, покажет время.

Актуальное искусство