Сейчас налог на прибыль организаций в размере 6,5 процента поступает в федеральный бюджет, 17,5 процента - в региональные. Для регионов налог на прибыль стал основным источником доходов. Но делиться с муниципалитетами регионы не спешили. Для решения этой проблемы правительством будут подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, сообщил президент.
По данным 2006 года, налог на прибыль перераспределяли в пользу муниципалитетов лишь 20 из 88 регионов. Это Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Вологодская, Воронежская, Нижегородская, Калужская, Камчатская, Липецкая, Магаданская, Оренбургская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Адыгея, Хакасия, Еврейская АО, Ненецкий, Таймырский и Агинский Бурятский АО. Большая часть этих регионов далеко не бедные. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Московская, Свердловская области предпочли не делиться поступлениями, так же как Москва и Санкт-Петербург. Как отметил президент, "муниципалитетам ничего не достается". "Но законодательство позволяет регионам перераспределять ресурсы в пользу муниципалитетов".
По словам Владимира Путина, "несправедливо свалить на муниципалитеты" не подкрепленные финансированием новые расходные полномочия, которые они получили в ходе реформы местного самоуправления, в частности содержание сверхзатратного в силу почти полной обветшалости жилищно-коммунального хозяйства".
Напомним, что по Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившему в силу с 1 января 2006 года, муниципалитет отвечает в том числе за организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом, за содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и других транспортных инженерных сооружений в границах поселений, за обеспечение жильем малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий, за содержание муниципального жилищного фонда и многое другое. Понятно, что денег на все это в муниципалитетах не хватает.
Отметим, что сейчас большинство расходных полномочий исполняется за счет дотаций из региональных бюджетов. По словам главы Госдумы Бориса Грызлова, 95 процентов муниципальных образований являются дотационными, то есть у них нет возможности формировать полноценный бюджет, муниципальные образования фактически находятся на дотации у региональных властей. А те полномочия, которые в рамках реформы местного самоуправления переданы на уровень муниципальных образований, не полностью сопровождаются финансовыми ресурсами.
Это мнение подтверждается и независимыми исследованиями. В обнародованном на минувшей неделе отчете Standart & Poors, в котором оценивались перспективы кредитоспособности региональных и местных органов власти, аналитики отметили нарастающие угрозы финансовому благополучию регионов. В S&P особо отметили высокую зависимость регионов от неустойчивых сборов налога на прибыль. А фактически от будущих мировых цен на нефть, газ и металлы, считают аналитики S&P.
При этом отмечают в S&P, российские регионы по-прежнему лишены возможности контролировать свои доходы. Подавляющая часть их доходов контролируется федеральным правительством, которое перераспределяет трансферты и устанавливает основные налоговые ставки.
По данным аналитика S&P Бориса Копейкина в интервью радиостанции "Эхо Москвы", фактически налог на прибыль - это 37 доходов за первое полугодие. Зависимость высокая. Одновременно это зависимость именно от крупнейших предприятий, в первую очередь - это предприятия нефтегазовой отрасли, предприятия металлургии, возможно, какие другие отрасли. Но возникает риск концентрации экономики, у нас до сих пор большинство субъектов Федерации зависит от крупнейшего налогоплательщика или от одной отрасли. Есть Вологодская область, где, например, одна компания обеспечивает почти половину доходов бюджета, если мы посчитаем все налоговые платежи компании. Есть Москва с очень диверсифицированной экономикой, видимо, наилучшая экономика России с точки зрения диверсификации.
Кстати говоря, региональные власти некоторых регионов решили не дожидаться этого законопроекта и сами предложили внести изменения в законодательство. По информации СМИ, Мособлдума направляет в Госдуму законопроект, согласно которому в бюджет муниципального образования будет отчисляться 2 процента налога на прибыль. Эту сумму депутаты предлагают разделить между бюджетами районов и поселений на 20 и 80 процентов соответственно.