Таможенники считают, что прикрываясь этими копеечными обувными "запчастями", большинство импортеров на самом деле ввозят готовую обувь без уплаты соответствующих пошлин. Только в обувном секторе из-за контрабанды и "левых" схем бюджет ежегодно теряет около 1 миллиарда долларов.
А что делать в этой ситуации российским производителям недорогой обуви, которые "тачают" ее как раз из импортных "копеечных запчастей", поскольку своих фабрик по производству комплектующих в России нет. Это беда российских обувщиков. Поэтому "запчасти" ввозятся в Россию из-за границы. В том числе и из Китая. Но все, что из Китая и стран Юго- Восточной Азии, на таможне, как правило, подпадает под определение "товар риска" и облагается повышенной пошлиной. Обувщики нервно отреагировали на это решение, направив телеграмму в Федеральную таможенную службу.
Один из руководителей Российского союза кожевников и обувщиков Владимир Денисенко назвал такие действия "душительскими", поскольку дешевая обувь якобы выталкивается с рынка. 55-рублевые тапочки, считает он, в итоге могут подорожать до 250 рублей. По прогнозам обувщиков, аналогичная ситуация ждет "сборные" туфли, босоножки, зимние сапоги. А такую обувь покупают на каждый день почти 80 процентов граждан России. У таможни на этот счет своя точка зрения.
Китайская арифметика
Широкомасштабный обман импортеров вынуждает таможенников идти на крайние меры по защите рынка: помимо пошлин вводить и "контрольные" цены для товаров риска. Если, к примеру, цена контракта подозрительно занижена, то "уровень риска" товара поднимается в три, а то и в десять раз. Соответственно, увеличиваются общие таможенные платежи, которые должен выплатить импортер. Этот административный кнут под названием "корректировка таможенной стоимости "товаров риска" касается нескольких сотен групп товаров, которые ввозятся в Россию недоплатой налогов и пошлин, считают в ФТС. Готовая импортная обувь и импортные комплектующие - тоже в зоне особого риска. Только в "обувном" секторе из-за контрабанды и "левых" схем бюджет ежегодно теряет около 1 миллиарда долларов. По данным таможни, российские импортеры бессовестно занижали и до сих пор занижают реальную стоимость товаров в десятки раз. К примеру, импортные кожаные туфли декларируют в таможенной декларации по 1 и по 2 доллара, а в торговлю эти же туфли уже продают за 200-300 долларов, то есть с прибылью в 200 раз. Или ввозят через таможню готовые сапоги под видом стелек.
Ценовая ориентировка
С одной стороны, выход по борьбе со злоумышленниками вроде бы найден - в казну дополнительно поступают десятки миллионов рублей. С другой -
добросовестный бизнес зачастую огульно зачисляется в контрабандисты или недобросовестные поставщики. И со стороны этих компаний растет поток апелляций и судебных разбирательств по поводу ценовых корректировок, которые таможенники сами и устанавливают. "Закрытые" приказы о корректировках таможенной стоимости "товаров риска" проходят под грифом "для служебного пользования" и обсуждению не подлежат. Как пояснил корреспонденту "РГ" высокопоставленный руководитель ФТС, "профиль риска это просто ориентировка таможенным органам на местах, на что обратить то или иное внимание при оформлении товара, а не на то, чтобы повышать или понижать пошлины". Вот только иной раз отдельные таможенники на местах настолько усердствуют, что субъективные корректировки-ориентировки в несколько раз превышают реальную стоимость продукции и контрактов.
В Национальном обувном союзе считают, что одними административными и силовыми методами вопрос борьбы с нелегальным ввозом не решить. Более того, делают неприятный вывод: корректировки таможенной стоимости "товаров риска" становятся ловушкой для коррупции.
Чтобы легализовать ввоз импортной обуви и одновременно помочь развитию обувных производств внутри России, по мнению генерального директора Национального обувного союза Натальи Демидовой, необходимо и дальше снижать импортные пошлины на обувь. А на обувные комплектующие - вообще их отменить.
Между тем в ФТС отвергли обвинения Союза кожевенников и обувщиков в том, что таможня своими руками душит отечественного производителя и лишает народ дешевой обуви за 200 рублей. Здесь считают, что только за счет ввезенного в Россию "уже очень большого количества технологичного оборудования для обувной отрасли" российские производители встают на ноги.
В ФТС напомнили, что на недавнем мартовском совместном заседании таможенников с бизнес-союзами обсуждался вопрос отмены пошлин на обувные комплектующие. И соответственно вывод этих товаров из зоны таможенного риска. Но решение об отмене пошлин принимает правительство. А до тех пор, пока оно не принято, таможня продолжит жестко контролировать и каблуки, и стельки.
Сергей Шумилин, начальник отдела промышленной политики в легкой промышленности минпромэнерго:
- Таможенно-тарифный вопрос для российской обувной отрасли один из самых острых. Все, что ввозится для обувщиков, то есть комплектующие (заготовки верха и низа обуви), технологическое оборудование, должно иметь нулевой налог, чтобы таким образом стимулировать отечественное производство. Ну а пересмотр принятых решений по пошлинам и установление дополнительных требований к ним не содействуют улучшению ситуации. Действительно, получается парадокс. Только снизили пошлину на комплектующие для обуви до 5%, как почти сразу же было принято решение об установлении на них фиксированной цены, что фактически перечеркнуло меры по развитию мощностей у себя в стране и поддержке отечественного товаропроизводителя. В этом плане было бы разумно обратиться к опыту Евросоюза, который договорился с Китаем о совместном мониторинге китайского текстиля в Европу вплоть до конца 2008 года. Целью такой меры является не ограничение поставок текстиля из Китая в Европу, а отслеживание реального объема поставок. Организация подобного мониторинга в России позволила бы оценить реальные объемы и цены, а также реальное качество продукции. Только в этом случае у нас будет действительно прозрачная ситуация на кожевенно-обувном рынке.
А вот снижение тарифов на импортную обувь неприемлемо. Их, напротив, надо поднимать, потому что принцип "снятие пошлин - выход из тени" работает плохо.
Справка "РГ"
По данным минпром-энерго, в 2006 году российские граждане приобрели примерно 400-450 миллионов пар обуви в год, то есть по три пары на человека. Легальный импорт составил 102 миллиона пар. 200-250 миллионов пар были ввезены либо контрабандой, либо под видом дешевых товаров "прикрытия", либо произведены подпольно.