Случилось, однако, так, что очень скоро дела в этой области и концептуально, и финансово пошли не по писаному. Уже в 2006 году затраты федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы выросли в 1,5 раза по сравнению с 2005-м и более чем в три раза по сравнению с 2004-м и составили 16,4 миллиарда рублей. В 2007 году объем финансирования возрастет до 20 миллиардов.
Сегодня вопрос ставится о том, чтобы вдвое увеличить вложения в геологоразведку. Иначе говоря, за три вполне удачных года стало понятно, что этот бизнес системно может вести только государство, что такие вложения выгодны и тактически, и стратегически.
Из 540 миллиардов, заложенных в программу, 15 предназначены для исследования шельфа Мирового океана как будущей базы недропользования. Деньги получит наука, специальное образование, информационная составляющая отрасли.
Сегодня повсюду воссоздаются региональные геологические организации, десятки которых были потеряны в последние годы прошлого века в процедурах банкротства, ликвидации, приватизации, при смене собственника.
Анализ деятельности геологоразведочных предприятий, изменивших свой юридический статус, показал, что они либо ушли из системы, либо резко снизили качество выполнения государственных заказов по геологическому исследованию своих территорий.
Частному бизнесу, оказалось, не по силам или не по нраву проводить серьезные геологические изыскания, которые нередко измеряются десятками и сотнями миллионов долларов и годами предварительных поисковых работ. Удовольствие это по определению недешевое. При реальной разведке драгметаллов, например, один метр скважины в среднем обходится в 300 долларов. А пробурить бывает надо десятки скважин, пройти сотни метров, а то и километры земной толщи, чтобы сказать что-то определенное в отношении месторождения, а затем классифицировать его.
Вот почему в минприроде считают, что государство должно взять на себя определенные ресурсоемкие риски по геологоразведке. К примеру, бурение параметрических скважин, разработанное и примененное в Советском Союзе, сейчас не осуществляется из-за своей высокой стоимости и сложности организации работ. Также только государство может профинансировать разбуривание богатых углеводородами нижних горизонтов Западной Сибири.
Сегодня частный бизнес покупает у государства лицензии на разработку уже разведанного и классифицированного месторождения, на что Советский Союз потратил огромные средства. Лицензии покупает, и недешевые, а оправдывают себя приобретения не всегда. Не хватает опыта, современного оборудования, кадров. Кстати, сегодня более или менее квалифицированному специалисту в геологоразведке - за 50. Новых, молодых - не обучили. На это также пойдут деньги федеральной программы, рассчитанной до 2020 года.
Интенсивное развитие геологоразведки инициировано и новыми амбициозными проектами нефтегазового сектора российской экономики. Наиболее масштабный из них - трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Однако удастся ли заполнить трубу (а от этого зависит эффективность всего проекта), до сих пор неясно. Дело в том, что сейчас мы отстаем по темпам прироста запасов в регионе. Поэтому только в нефтегазовую геологию будет влито около 85 миллиардов рублей из 540.
Будут удвоены и достигнут 65 миллиардов рублей бюджетные вливания в разведку благородных металлов и алмазов, в 2,3 раза увеличатся расходы на разведку подземных вод, в 3,2 раза - неметаллов.
Геологоразведка станет основой программы развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Значительные средства пойдут на разведку сырья для черной металлургии, база которой будет создаваться в этом регионе (Читинская, Амурская области, Бурятия). Еще одна комплексная региональная программа касается создания минерально-сырьевой базы черных и цветных металлов в районе проектируемой железной дороги Урал промышленный - Урал Полярный (Ивдель - Лабытнанги).
Как утверждают члены профессионального горного сообщества, уже через год-два государство выставит на торговые площадки сотни месторождений минерально-сырьевых ресурсов. По сути, прямо это еще не заявлено. Но активные игроки - и российские, и иностранные - активно к этому готовятся.