Помешанность на рейтингах - это первое, от чего социологи при каждой встрече советуют избавиться журналистам. Не следить маниакально за каждым их колебанием, не выдумывать причин. Их бы устами да мед пить, если бы тема выборов и загадок электоральных симпатий не была сегодня лидирующей, а истолкования самих социологов отличались бы глубиной, объективностью, убедительностью и исчерпывающим содержанием. А пока это не так, цифры репрезентативных опросов будут оставаться лучшим зеркалом состояния общества. И журналистские гадания вокруг них не будут утихать. Между тем кроме измерения предвыборных настроений социологи ВЦИОМ заняты экономическими и маркетинговыми исследованиями, проводят мониторинг хода реализации национальных проектов, исследуют молодежь и ведут много других интересных тем. Огромная "фабрика мнений" (кроме ВЦИОМ с такой оперативностью и репрезентативностью в стране работает только ФОМ) складывает картину политических настроений, социальных установок, общественных ожиданий российского социума. И эта картина, по словам директора по исследованиям ВЦИОМ Владимира Петухова и руководителя аналитического отдела Леонтия Бызова, интереснее всех рейтинговых колебаний. Потому что мы впервые сталкиваемся с новым посткризисным состоянием российского общества. По мнению социологов, это время отличается тем, что общественные ожидания начинают обгонять перемены. Экономический рост, давно продолжающийся в стране, плохо конвертируется в обычную жизнь людей. Доходы растут, но качество жизни не улучшается. Как устроить ребенка в хороший детский сад, даже с многочисленными доплатами? Как положить пожилого человека в больницу с хорошим уходом? Как решить жилищные и транспортные проблемы? Как быстро и справедливо разрешить споры в суде? Как не встретиться со взяточником? Как вернуть обществу этические начала, как избавиться от наркомании и алкоголизма? Государство, научившееся помогать самым бедным и вести диалог с самыми богатыми, не может пока ничего предложить "основному классу", большинству людей, чтобы разрешить вышеперечисленные проблемы и действительно улучшить качество их жизни. Эти вызовы посткризисного общества неотрефлексированы, содержательные дискуссии на эти темы не проводятся, подчеркивают аналитики ВЦИОМ, и они правы. Между тем как к современному социальному "портфелю заказов" от общества все равно придется возвращаться. Иначе большинство политических идей повиснет в воздухе, а рейтинги так и останутся продуктом пропагандистских усилий.