31.10.2007 04:00

Финансисты готовятся к реформе бюджетной системы

Текст:  Ирина Поленова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4506)
Читать на сайте RG.RU
Приближается крайне важный этап в структурной реформе бюджетной сферы российской экономики. С 1 января 2008 года вступает в силу ряд ключевых поправок в Бюджетный кодекс (БК). Всех проблем, связанных с адаптацией нового законодательства к практике местных финансовых органов, решить пока не удалось.

Об этом шла речь на семинаре "Вопросы практической реализации положений Федерального закона от 26 апреля 2007 г. 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации...", проведенном недавно по инициативе и при поддержке компании "Бюджетные финансовые технологии" - одного из крупнейших разработчиков программных продуктов автоматизации финансового управления.

Программными продуктами компании БФТ пользуются финансовые органы более чем 500 муниципальных образований в 22 субъектах РФ. На семинар собрались 100 представителей финансовых органов из 25 субъектов РФ и 16 крупнейших муниципальных образований. Региональным финансистам организаторы семинара предоставили уникальную возможность напрямую пообщаться с представителями Министерства финансов РФ, экспертами профильных институтов в этой сфере, а также обменяться опытом с коллегами. И не просто выслушать чьи-то выступления с трибуны, но и получить исчерпывающие ответы на свои конкретные вопросы относительно практики применения обновленного БК РФ.

Новый БК, безусловно, идет во благо административной реформе России - способствует большей самостоятельности регионов, устраняет дублирование многих функций и т.д. Но региональным финансистам не совсем понятно, как, например, применять на практике новые принципы бюджетной классификации, осуществлять трехлетнее "скользящее прогнозирование", вести сводную отчетность, разбираться с подведомственностью бюджетов. До конца не ясно, какими могут быть предельные объемы финансирования, как осуществлять бюджетный контроль (само это понятие закон трактует крайне расплывчато), насколько самостоятельными в финансовых вопросах могут быть муниципалитеты и т.п.

Очень сложно оказалось применять на практике приказ Минфина России от 24.08.07 N 72н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Этот документ, по мнению не только местных работников финорганов, но и чиновников минфина, пока еще очень "сырой", многие его разделы написаны буквально "с нуля" и нуждаются в конкретизации. Это касается реализации системы взаимоисключений и консолидации показателей, требований к "электронному документу" как форме подачи информации, единой системы форм отчетности и т.д.

Пакет вопросов и предложений, сформулированный участниками дискуссии, компания БФТ передала в минфин и экспертные структуры, занимающиеся разработкой бюджетного законодательства. Судя по опыту предыдущих семинаров, есть реальный шанс, что пожелания будут по меньшей мере изучены, а в идеале - учтены. Особым общим пожеланием к минфину стала просьба заполнить информационный вакуум и обеспечить региональных финансистов возможностью формализованного общения через форум, организованный на сайте министерства для профессиональных участников бюджетного процесса.