По данным министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности республики, с начала года в Киргизии зарегистрировано около 200 новых предприятий по выпуску пищевой продукции.
Получается, что чуть ли не каждый день в республике появляется по одному кондитерскому цеху, пекарне, мини-заводику по производству домашнего сыра и сметаны, фирме по изготовлению полуфабрикатов - пельменей, вареников, котлет и так далее. Более всего в этом списке предприятий по выпуску хлебобулочных изделий и муки, а также минеральной воды и безалкогольных напитков.
Эксперты ведомства отмечают, что переработка сельскохозяйственной продукции, до недавнего времени находившаяся на задворках киргизской экономики, постепенно набирает темпы и выходит на первые позиции. Во всяком случае, об этом свидетельствуют растущие объемы инвестиций в отрасль. Так, с начала года в производство пищевых продуктов было вложено свыше 474 миллионов сомов.
В целом агропромышленный сектор страны с января по сентябрь произвел продукции почти на 70 миллиардов сомов. Темпы роста в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составили 2,2 процента. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выпустили товаров на 6,2 миллиарда сомов, что на 4,4 процента больше, чем в прошлом году. В республике возросли производство спирта - на 73, пива - на 24, макарон - на 23,2, молочных продуктов - на 12,5 процента и так далее.
Возможно, эта оптимистическая статистика продолжала бы усыпляюще действовать на правительство, если бы не хлебный кризис, разразившийся в стране. Его последствия до сих пор ощущает рынок продовольствия - за последние четыре месяца лета и осени, прежде считавшиеся самым благоприятным сезоном благодаря обилию продуктов, цены на продукты питания выросли от 20 до 100 процентов. Даже соль, которая есть в каждом магазине, стала стоить в два раза дороже.
Резкий скачок инфляции показал, что республика, ранее кормившая сама себя, не испытывавшая дефицита в муке, мясе, молочных продуктах, растительном масле, сахаре, сдала свои позиции, все более превращаясь в сырьевой придаток богатых соседних стран. В последние годы в Киргизии непрестанно растет дефицит торгового сальдо, что не может не вызывать тревоги у специалистов. По данным нацстаткома, в страну завозится товаров значительно больше, чем вывозится из нее. При этом Киргизия закупает готовую продукцию, а экспортирует все больше табак, хлопок, золото, электроэнергию.
Если после перестройки казахские предприниматели приезжали в республику и закупали здесь ящиками кондитерские изделия, овощные консервы, сыры и колбасы, соки, то сегодня прилавки отечественных магазинов и супермаркетов зачастую заполняет продукция, изготовленная из киргизского сырья, но с маркой "Сделано в Казахстане".
Что же мешает бизнесменам Киргизии взяться за развитие перерабатывающей отрасли? Специалисты называют несколько причин тому. Во-первых, отсутствие средств. Получить банковский кредит под производство пищевой продукции сложно, потому что в этой отрасли, как в сельском хозяйстве, срок окупаемости кредита весьма длителен. Во-вторых, сезонный характер работы. К тому же в республике полностью разрушена сеть заготовительных баз для хранения овощей и фруктов. Наконец, в-третьих - сильная конкуренция на рынке продуктов питания, выдерживать которую способны немногие отечественные товаропроизводители.
Своего рода пищу для размышления по этому поводу дают результаты исследования одной из компаний, недавно проведшей мониторинг рынка плодоовощной продукции Казахстана в таких городах, как Астана, Алма-Ата, Караганда, Кустанай, Павлодар и Усть-Каменогорск. Работа была проделана в рамках программы "Продвижение торговли в Кыргызской Республике" по заказу международного торгового центра. Низкий уровень жизни населения Киргизии, плохая платежеспособность не стимулируют продажу консервов, соков, салатов внутри страны. Выход со своей продукцией на рынки Казахстана, как самого ближнего соседа, мог бы явиться стартовой площадкой для участия в большой международной торговле. Исследования показали, что в настоящее время доля соков киргизских производителей в торговой сети Казахстана составляет всего 3 процента, консервированных овощей и фруктов - 1 и 2,1 процента соответственно. В то же время другие исследования говорят о том, что в среднем каждый житель этой республики в год выпивает 8,4 литра фруктовых и овощных соков, и эта цифра неуклонно растет, отражая общий экономический рост и повышение доходов населения.
Поэтому завоевать свои позиции и утвердиться на растущем продуктовом рынке Казахстана для киргизских бизнесменов, работающих в перерабатывающей отрасли, было бы большим успехом. Законодательство Казахстана не препятствует партнерам из стран Центральной Азии заниматься здесь внешнеэкономической деятельностью. К тому же не надо тратиться на транспорт. Но для того, чтобы успешно продвигать свою продукцию, считают эксперты, отечественным предпринимателям необходимо решить ряд задач.
Продумать, просчитать и наладить ритмичные, бесперебойные поставки продукции, в необходимых объемах. Следить за качеством, которое должно отвечать стандартам Республики Казахстан. Чтобы продукция была конкурентоспособной необходима хорошая упаковка, должное оформление товара. Наконец, не стоит жалеть денег на продвижение бренда, чтобы он стал заметным и запоминающим. А еще специалисты советуют начать завоевание казахстанского рынка постепенно и с регионов, где конкуренция слабее и больше вероятности "зацепиться".
Активным продвижением своей продукции на казахстанский рынок эксперты советуют заниматься сегодня, ибо завтра может стать поздно. Экономика Казахстана сегодня демонстрирует стабильный высокий рост. Как известно, "свято место пусто не бывает", и другие компании, желающие экспортировать в эту богатую страну соки, овощные консервы и компоты, найдутся очень скоро.