Впрочем, в какой-то мере виноваты в этом сами российские власти. Зачастую на протяжении многих лет предпочтение при выборе подрядчиков отдавалось тем, у кого были налажены устойчивые связи с чиновниками. Западные бизнесмены быстро усвоили этот порядок и научились побеждать своих российских конкурентов. Поэтому жесткое требование питерского губернатора Валентины Матвиенко, во-первых, резко сократить количество крупноформатной рекламы в историческом центре города, а во-вторых, проводить обязательные тендеры при выборе подрядчиков, повергло некоторые компании в шок.
В частности, не порадовало это французскую группу JCDdecaux - одного из крупнейших мировых операторов наружной рекламы. Дело в том, что за несколько месяцев до этого, по информации СМИ, французы приобрели российские активы немецкой компании Wall, которая имела 15-летний контракт с городом на несколько сотен рекламных конструкций. Использование этих рекламных площадей обходилось Wall почти в тысячу раз дешевле, чем остальным операторам наружки. Разумеется, французам хотелось подобную ситуацию сохранить, но Смольный четко стоял на своем и провел конкурс.
В итоге летом пресса запестрела статьями, в которых местные власти обвинялись в некомпетентности и даже в причастности к очередному переделу на рекламном рынке. И весь этот шквал был вызван всего лишь требованием распределять заказы честно.
На российский рынок упомянутая французская компания пришла год назад, создав совместное предприятие с чешской BigBoard Group. Тогда подобный альянс вызвал у специалистов недоумение. Ведь основное направление работы чехов - распространенный в России формат щитов 6х3. По данным прессы, французы специализируются совсем на другом - на изготовлении уличной мебели. Тогда же начались, а после питерской истории значительно активизировались разговоры о "несколько специфическом" подходе французской компании к бизнесу.
Как выяснили журналисты, деятельность JCDecaux во многих странах мира неизменно сопровождалась скандалами. Агентство "Росбалт" в одной из публикаций, посвященных тенденциям развития рекламного рынка в России и в мире, со ссылкой на иностранные средства массовой информации, пишет, что семья Деко (владеющая компанией) умеет очень быстро находить общий язык с чиновни-ками при помощи так называемой "персональной стимуляции". Но если вдруг после заключения контрактов что-то идет не по французскому сценарию, сами же рекламщики с легкостью могут "слить" некоторую информацию о тонкостях работы с местной властью в прессу.
Подобные скандалы происходили во многих странах Европы, в Прибалтике и даже в Соединенных Штатах. Более того, "Сан-Франциско экзаминер" писала 5 августа 1997 года о том, что глава компании Жан Франсуа Деко однажды заявил по поводу своих способов получения контрактов, что "все компании так поступают".
Поступают ли так все компании - еще вопрос. Но то, что в Петербурге так поступить на этот раз не удалось и не удастся впредь, - это факт. Для Москвы же господин Деко приготовил другое предложение: инвестиции в "велосипедный проект", который подразумевает организацию в городе сети велосипедных парковок. Московский мэр ответил на это предложение шуткой, а парижский мэр шутить не стал. Его желание вполовину сократить объем наружной рекламы в центре Парижа, фактически колыбели JCDecaux, немедленно вызвало иски в суд со стороны рекламщиков.
Неизвестно, знал ли к этому моменту мэр Москвы про львовскую историю с JCDecaux. На Украине французская компания предлагала инвестировать 2 миллиона евро в рекламные конструкции, но получить освобождение от арендной платы на 15 лет. В итоге расчеты показали, что за это время только на сдаче в аренду мест в том же районе город может получить 10 миллионов евро, в таком случае бюджет просто-напросто потеряет 8 миллионов, и контракт подписан не был. Это малая толика из множества ситуаций, которые постоянно возникают у французских рекламщиков во многих городах мира. После этого власти и Москвы, и прочих мировых столиц осторожно относятся к бесплатному французскому сыру.
На этот раз дверь в Россию для JCDecaux оказалась закрыта. Причем виновна в этом сама компания. Конечно, история могла развиваться по-другому. Компания JCDecaux должна была заработать себе репутацию в России, начав цивилизованное сотрудничество с питерской мэрией. Увы, история не знает сослагательного наклонения.