Советский Союз как одного из крупнейших в мире производителей алмазов в принципе устраивала одноканальная система сбыта сырья - через "Де Бирс". Картель давал хорошую гарантированную цену Советскому Союзу за драгоценный товар, брал на себя заботы за дальнейший его сбыт, реализацию маркетинговых и рекламных кампаний по всему миру.
Главных принципов, на которых базировалась политика картеля, было собственно два. Первый - бриллиант как символ роскоши всегда должен расти в цене, следовательно, рынок всегда должен испытывать дефицит сырья. Второй - торговать алмазами и гранить их нельзя там, где они добываются. Зависимость разных участников рынка друг от друга на всем протяжении от карьера до ювелирного изделия должна носить еще и географический характер. Африка, Советский Союз, на чьей территории добывались алмазы, зависели от способностей "Де Бирс" обеспечить хорошую цену сырью. Дилеры, огранщики в Бельгии, Израиле, США, Индии, Китае полностью зависели от картеля как поставщика сырья. Монополия обеспечивала стабильность рынка и рост его стоимости.
Однако ситуация изменилась, и причем довольно быстро. Прошедшая недавно в Антверпене международная конференция участников алмазного рынка показала: алмазодобывающие страны Африки хотят получать больше денег от добываемого на их территории сырья. Выступавший на конференции исполнительный директор "Де Бирс" Гаррет Пенни назвал эту тенденцию "ресурсным национализмом".
Позиция стран Африки заслуживает уважения: на протяжении столетия корпорация рассматривала их в качестве сырьевого придатка своей ресурсной базы. Алмазы стали настоящим проклятьем для многих стран Африки, провоцируя многолетние гражданские войны. Сегодня в большинстве африканских стран - производителей алмазов центральные власти смогли взять под контроль ситуацию и решительно настроены направить "сырьевые", в том числе "алмазные", деньги на восстановление инфраструктуры и социальное развитие.
Поднимая проблему ресурсного национализма, "Де Бирс" косвенно затронула крайне важную тему, фундаментальную для алмазного рынка, но вслух сегодня не обсуждаемую. У бывшей мировой монополии ресурсная база не подкреплена суверенным правом. Если в России государственная компания АЛРОСА добывает алмазы на месторождениях в Якутии или в Архангельской области, то "Де Бирс" - компания семейная в прямом смысле этого слова, к тому же с колониальным прошлым. Поэтому добыча алмазов "Де Бирс" сегодня во многом зависит от политической воли стран Африки или даже местных общин в Канаде.
В этой связи основой нынешней стратегии компании является перенос центра торговли алмазами из Лондона в Африку, а также формирование гранильной промышленности на территории африканских государств, о чем было заявлено на конференции в Антверпене.
Развитие гранильной промышленности в африканских странах - политика весьма неоднозначная. Доходы, полученные бюджетами алмазодобывающих стран, могут быть использованы более эффективно. Гранильная промышленность по своей доходности - последняя отрасль, куда стоит инвестировать деньги с точки зрения национальной экономики. По расчетам ряда экспертов отрасли, запустив в оборот 550 миллионов долларов США бюджетных средств, та же Ботсвана, крупнейшая алмазодобывающая страна в мире, получит 1,2 миллиона долларов США налогов (в самом лучшем случае) и создаст рабочих мест всего на 27,5 миллиона долларов США при значительном уровне коммерческого риска. Весь "социальный эффект" укладывается в 1 - 1,5 процента от годового экспорта алмазов из Ботсваны, и его можно достичь без всякого риска, просто увеличив экспортную пошлину на эту величину. Негативный опыт создания национальной гранильной промышленности в Африке уже имел место. После падения режима апартеида (1994 г.) Алмазный Совет ЮАР выдал свыше 1000 лицензий на открытие гранильных предприятий чернокожим гражданам страны, подавляющее большинство этих фирм быстро разорилось, остальные занимались исключительно дилерской деятельностью.
На международной конференции в Антверпене руководитель АК "АЛРОСА" Сергей Выборнов говорил о неоднозначности с точки зрения экономического эффекта политики создания гранильной промышленности в добывающих странах на опыте постсоветских ограночных предприятий. По его словам, один миллиард долларов США, вложенный в ограночный сектор, создает новые рабочие места и приносит налоги в лучшем случае на сумму в сто миллионов. Это в 4 или 5 раз меньше, чем, например, в строительной промышленности. Слабый инвестиционный потенциал этого бизнеса, низкая рентабельность и высокая конкурентоспособность традиционных обрабатывающих центров привели к логическому сокращению целой промышленности в России. В последние два года объем алмазного сырья, потребляемого российскими ограночными предприятиями, сократился почти на 50 процентов по весу и на 20 процентов по стоимости.
Большинство ограночных предприятий в России не контролируются российскими гражданами как с точки зрения владения, так и с точки зрения финансирования. Более того, финансирование упомянутых предприятий может также столкнуться с большими трудностями. Специализированных банков, таких, как Antwerp Diamond Bank, ABN-Amro, мало, и их присутствие в Африке в области финансирования торговли алмазами почти незаметно.
В России нехватка специализированного финансирования и низкий инвестиционный потенциал ограночного бизнеса вынудили АЛРОСА прибегать к товарным кредитам для алмазоперерабатывающих предприятий. Время доказало неэффективность упомянутой выше стратегии - результатом стал ущерб для добывающей промышленности и появление множества перерабатывающих предприятий, не способных выдержать здоровую конкуренцию.
По мнению главы российской алмазодобывающей компании, предлагаемая ныне концепция формирования новых гранильных центров в таких условиях может привести к росту так называемого "серого дилерства". А это вместе с заметным перемещением промышленности по обработке алмазов в направлении Ближнего Востока создает еще одну и весьма существенную угрозу. Даже в России правоохранительные органы сегодня все чаще сталкиваются с теневой практикой бездокументарного обмена и перевода денег, известного как "хавала". На Ближнем Востоке, в Индии и Африке "хавала" является широко распространенным явлением, находящимся вне контроля со стороны каких-либо государственных учреждений. Драгоценные камни, особенно бриллианты, всегда использовались в качестве залога в операциях в системе "хавала". Теперь же они продвигаются еще далее в направлении традиционных алмазных центров.
Финансирование операций с алмазным сырьем становится критическим вопросом для репутации бизнеса. С одной стороны, банки начали покидать этот сектор, а с другой, в него проникают "неформальные банкиры".
Безупречная репутация - важнейшее условие развития алмазного рынка. Сегодня это стало настоящим конкурентным преимуществом российских алмазодобытчиков. Подтверждением тому - огромное внимание и поддержка со стороны большинства участников рынка позиции компании АЛРОСА на Международной алмазной конференции в Антверпене. Российские алмазы по географии добычи не имеют ничего общего с так называемыми конфликтными камнями. Российская государственная компания добывает большую часть сырья на суверенной территории Российской Федерации, что является абсолютной гарантией стабильности поставок сырья на мировой рынок. В условиях объективного сокращения сырьевой базы в мире российские алмазодобытчики реализуют масштабную программу модернизации добывающих мощностей и перехода на подземную добычу. По объемам финансовых вложений в геологоразведку АЛРОСА уже давно превысила максимум советского периода.
Для участников бурно растущего рынка потребления бриллиантов, особенно в Китае, да и в России тоже, долгосрочный поставщик сырья, гарантирующий выполнение своих обязательств на десятилетия вперед, обладающий безупречной репутацией, не отягощенной политическими рисками, становится стратегически важным элементом всего бизнеса. И по всем этим показателям алмазодобывающая промышленность России, безусловно, не имеет себе равных.
В то же время изменения рынка, исчезновение монополии "Де Бирс" на торговлю алмазным сырьем объективно требуют от России создания собственной эффективной сбытовой сети. С этой целью АЛРОСА по поручению государства сегодня проводит интенсивные консультации с глобальными игроками на мировом рынке, с тем чтобы создать прозрачную систему долгосрочных контрактов. О первых результатах такой работы объявил президент АЛРОСА г-н Выборнов: "Путь алмаза от шахты до ювелирного магазина должен быть максимально сокращен. Мы полагаем, что идеальной структурой была бы прямая продажа необработанных алмазов известным мировым ювелирным брендам. АЛРОСА начала прямые продажи Tiffany & Co., и мы уверены, что такие продажи вдохнут новую жизнь в ювелирную торговлю".
Кроме того, на неофициальном мероприятии ALROSA Night, специально устроенном накануне конференции российской алмазодобывающей компанией, в присутствии более чем 600 гостей, представителей мирового алмазного рынка, было подписано соглашение о сотрудничестве между АЛРОСА и Антверпенским Мировым алмазным центром. Соглашение это как раз и призвано сформировать эффективную систему самостоятельного продвижения российских алмазов на мировой рынок. О том, что компания может успешно продавать добываемые алмазы самостоятельно, свидетельствуют цифры. Там же алмазная компания провела аукцион на продажу камней специальных размеров. Итог - получение прибыли на 100 процентов больше планируемой, а также огромное количество перспективных заявок.