Продовольственный вопрос становится ключевым во всем мире. Способно ли наше сельское хозяйство накормить страну?
И сколько импортного продовольствия должно быть на рынке, чтобы оно составило конкуренцию отечественному производителю и одновременно не диктовало правила игры. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы пригласили на "деловой завтрак" министра сельского хозяйства Алексея Гордеева.
Российская газета: Алексей Васильевич, можно ли назвать те меры, которые принимает сейчас правительство по стабилизации цен на продовольственном рынке, исчерпывающими? Во вчерашнем номере "Российской газеты" руководитель миссии МВФ в России Пол Томсен заявил, что после отмены этих мер могут снова возникнуть проблемы.
Алексей Гордеев: Серьезные проблемы возможны только в одном случае - если есть дефицит. Но дефицита продовольствия у нас в стране нет.
В 1998 году я был начальником главка в минсельхозе. Тогда, после финансового кризиса, тоже был всплеск цен на потребительском рынке. Разница в том, что тогда у нас урожай зерна был 47 миллионов тонн. А сейчас более 80 миллионов тонн.
Теперь отвечаю господину Томсену: в ценообразовании на продукты питания в России скрыто еще очень много резервов. Когда премьер-министр Виктор Зубков приезжал в подмосковную Балашиху, он задавал вопрос продавцам молочных продуктов: какова торговая наценка. Ему отвечали: 25 процентов, 30 процентов.
Хочу напомнить, что у нас в советские годы (которые, конечно, есть за что критиковать) предельная наценка была 12 процентов, а на социально значимые продукты - 8 процентов. И такая практика существует и в наши дни, но уже в других странах - в Канаде и Казахстане, Китае и Белоруссии. И не только там.
РГ: Норма, ограничивающая торговую наценку, войдет в закон о торговле, который сейчас готовится?
Гордеев: Минсельхоз официально предлагает ввести в этот закон статью о предельных наценках на социально значимые товары.
РГ: Наш читатель фермер Николай Тарасов задает вам вопрос: "Я сдаю молоко по 6 рублей за литр, а в магазине оно продается по 30 рублей. Когда это кончится?"
Гордеев: Одна из наших очень серьезных проблем - это отсутствие современной торговой политики. Долгое время ее вырабатывали 3 человека - микроскопический отдел в министерстве экономического развития и торговли. Сейчас председатель правительства Виктор Зубков дал жесткое поручение: в десятидневный срок внести предложение о восстановлении в минэкономразвития департамента по торговой политике.
Хотя в любой другой рыночной стране, конечно, есть отдельное министерство торговли.
Знаете, у одного американского экономиста я вычитал: "если вы едите, то уже благодаря одному этому являетесь составной частью сельского хозяйства". Хотелось бы, чтобы и у нас это высказывание стало мироощущением любого человека, который или живет в городе, или нефть добывает, или работает министром. Тогда доход у фермера Тарасова будет выше, а цены в магазине - ниже.