Творить, оказывается, можно, не имея кисти и красок, а порой и чистого листа бумаги. Карандашом, фломастером, пальцами, обмакнув их не в сурик, а в малярную эмаль. А если вообще ничего нет, то можно вырезать картинки из глянцевых журналов. И получится замысловатый коллаж.
Выставка называется "Художник без причины". "Почему без причины?" - поинтересовалась я у автора художественной концепции экспозиции Инны Плетневой. "Эти люди не знают художественную практику, не следуют традициям, они просто рисуют. Без причины и следствия. Я считаю, что перед нами самовыражение, незамутненное размышлениями об идее и стилистике. Бездомные неосознанно проговаривают проблемы социума, личные переживания и все, что занимает их на данный момент времени".
Авторы представленных на выставке картин пока нашли себе временное прибежище в социальной гостинице для бездомных граждан "Марфино" на северо-востоке города. На какое-то время у них теперь есть крыша над головой, нормальное питание, приличная одежда. Сотрудники гостиницы помогают подыскать работу, психологи - примириться с собой, найти выход из неординарных жизненных ситуаций.
А ситуации порой посложнее, чем в душещипательных мыльных операх. "Вот, посмотрите, пейзажи, которые нарисовал Владимир, он родом с Дальнего Востока, - рассказывает директор благотворительной общественной организации "Агапэ" Марина Перминова. - Когда-то у него было все: уютный дом, прекрасная жена, дети. А потом в одночасье его мир разрушился. Владимир попал в аварию, потерял обе ноги. Пока лечился, ушла жена. Выйдя из больницы, понял, что никому не нужен. Долго скитался, пока не оказался в "Марфино". Пожил там, окреп духом, набрался сил и уехал обратно в родной город. Даст Бог, не пропадет там. А вот это нарисовал Валерий. Москвич с потрясающей историей. 14 лет он прожил в лесах, потому что когда-то потерял документы и не смог их вовремя восстановить. Когда оказался в "Марфино", то там просто не знали, как к нему подступиться. Валерий был в таком мрачном, депрессивном настроении, что опасались за его душевное здоровье. А потом постепенно стал приходить в себя. Нашел родственников. Оказалось, что его отец был крупным ученым и после смерти завещал сыну все свое состояние, а оно, как мы поняли, весьма приличное".
Кирилл, симпатичный, застенчивый молодой человек - единственный, кто отважился прийти на вернисаж. Быть в центре внимания, давать интервью перед телекамерой для него непривычно. Поэтому свое смущение он предпочел скрыть за завесой таинственности. Размышлял о смысле жизни, на ходу придумывал несуществующие факты из собственной биографии. "Большинство бездомных действительно живут в мире, который сами себе придумали, - рассказывает Марина Перминова. - Им так проще и удобнее. Многие ведь сознательно бегут от реальности. Потому что она слишком жестока. У того же Кирилла, когда он служил в армии, погибла мать. Потом он женился, оформил квартиру на жену, а та его обманула. Развелась, квартира осталась у нее, и Кирилл остался на улице. Но всем посторонним рассказывает совсем другую выдуманную историю".
Рассматривая картины бездомных художников, поражаешься тому, что они не зациклены исключительно на темных тонах, а используют всю палитру красок. Если правы устроители выставки и эти люди рисуют свое настроение, то есть надежда: рано или поздно все у них наладится. И уже никто не бросит им презрительно в лицо: бомж...