Инвалид первой группы Игорь Кузнецов, ставший для многих людей воплощением силы человеческого духа, свернул предпринимательскую деятельность, не приняв навязываемых ему правил.
На всю страну он прославился дважды. Первый раз в 2000 году, когда за 43 дня пересек на специальных санях ледяную Гренландию, второй - летом этого года. Для программы НТВ "Невозможное - возможно" об одном дне жизни Игоря Кузнецова рассказал известный тележурналист Кирилл Набутов. Видеоряд сопровождался словами: "Сейчас Игорь работает в собственном тренажерном зале инструктором и готовится к свадьбе. Сегодня его последний день в статусе холостяка".
Жениться Кузнецов не раздумал, а вот бизнес в тренажерном зале оставил. Помещение для атлетического зала он в течение двух с половиной лет арендовал в школе № 81 Индустриального района.
Спонсоры по принуждению
Открывая атлетический зал, Игорь Кузнецов прикидывал: получится двойная польза - и сам будет заниматься, и заработает. Одна из фирм, специализирующаяся на поставке тренажеров, из давних симпатий пошла предпринимателю навстречу - дала оборудование на два года в кредит без процентов. Подходящее помещение нашлось рядом с местом жительства. Трудности начались с оформления договора об аренде. Директор школы документ подписал, а в районном отделе образования дело застопорилось. Бумаги лежали без движения больше месяца, пока не выяснилось: сначала надо подписать договор о спонсорской помощи комитету по образованию. "Я еще не начал работать, а мне уже предложили за что-то заплатить", - вспоминает Игорь Кузнецов. Попав на прием к председателю комитета по образованию, он все-таки добился временного освобождения от взноса с пожеланием: раскручивайтесь! "Но что такое спонсорская помощь? - рассуждает несостоявшийся предприниматель. - Это мое личное желание помочь. У них же это - принудительно".
- Первый раз я поругался из-за переплаты за отопление, - рассказывает Кузнецов. - Летом его нет, но нет и людей. Средств едва хватает на аренду. Народ появляется в конце сентября. Но потом включают отопление - и деньги начинает съедать тепло.
Чтобы понять, сколько платить за отопление, надо было точно знать, какую площадь занимают все помещения школы. По словам Кузнецова, рассекретить это удалось с большим трудом. В итоге выяснилось, что платить надо меньше. "Я один из всех арендодателей школы полез искать правду, в итоге мне это аукнулось".
Второй договор об аренде - первый закончился через 11 месяцев - ему не подписывали в районном отделе образования почти три месяца. "Ничего не говорят и не подписывают". В час прямого провода предприниматель позвонил в городской комитет по имуществу и спросил, в какие сроки договор должен быть подписан. Ответ был: 10 дней. Но, вернувшись со сборов, Кузнецов обнаружил письмо из комитета по имуществу, которое гласило, что его договор не подписан из-за долга за отопление.
- Два с половиной месяца никто ничего мне о задолженности не говорил, а пожаловался - и тут же образовался долг. Пришлось выложить полторы тысячи рублей. Тогда я понял: жаловаться наверх - дороже себе, - рассказывает о своих предпринимательских уроках Игорь Кузнецов.
Платить будете за все
По словам бывшего предпринимателя, арендодатели пытаются за счет арендаторов решить все проблемы по содержанию и эксплуатации помещений.
В том же районном отделе образования он попросил пояснить, как рассчитывается арендная плата. Такого документа не нашлось, пришлось обращаться в районный совет предпринимателей. После чего выяснилось, что Кузнецова хотят заставить платить за лишнюю площадь - холлы и лестницы общего пользования.
Арендаторы вынуждены менять батареи, делать ремонт помещений, владельцами которых не являются. И при этом часть из них имеет договор об аренде всего на 11 месяцев!
После того как пожарная служба не смогла заставить Кузнецова установить в занимаемом им зале сигнализацию - 25 тысяч рублей для мелкого предпринимателя сумма неподъемная, - он заплатил по решению суда административный штраф, а пожарную сигнализацию в итоге установила сама школа.
Увеличивается при подписании договора об аренде и число организаций, которые должны поставить разрешительную подпись. И едва ли не половина хочет получить хоть какую-нибудь выгоду - от пары пачек писчей бумаги до договора на обследование.
Последней каплей, переполнившей чашу предпринимательского терпения Кузнецова, был отказ директора школы № 81 признать 50-процентную скидку на аренду, предоставленную ему городскими властями. Правда, вскоре директор пошел на попятную. Предложил продлить аренду на прежних условиях уже сам. Но предпринимательский запал Игоря Кузнецова сошел на нет.
Звонили ему и из городского отдела образования - предлагали вернуться. Но что сделано, то сделано. "Сначала травят, - говорит Кузнецов, - а потом кусают локти". По словам бывшего предпринимателя, в атлетический зал ходило человек сорок. "Может быть, с 50-процентной скидкой мой зал и не приносил ощутимой прибыли арендодателям, но он точно не был убыточен для будущего страны", - говорит Игорь Кузнецов, привыкший мыслить масштабно.
Сейчас он усиленно тренируется, чтобы достойно представить Россию на Кубке мира по лыжным гонкам среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Живет на пенсию по инвалидности, стипендии краевого спортклуба и известной в крае компании, поддерживающей спорт.
Юрий Фриц, председатель совета предпринимателей Индустриального района Барнаула:
- Ситуация грустная. В ней все - пострадавшие. Думаю, во многом это случилось из-за недопонимания позиций друг друга, а истина, как всегда, лежит где-то посередине. Школа часть проблем пытается решить за счет арендаторов, для этого она их и привлекает. Ведь школы в роскоши не купаются. Это одна сторона медали. С другой стороны, человек занимался, можно сказать, бизнесом социальной направленности - таким людям надо делать скидку, в том числе и со стороны прямых арендодателей. К сожалению, Игорь Кузнецов в последнее время не обращался в совет предпринимателей. Может быть, мы и могли помочь на том этапе, когда у него оставался запал решить конфликтную ситуацию.
Многие арендаторы муниципального имущества попадают в схожую ситуацию. Если раньше городские власти принимали расходы, которые нес арендатор на восстановление, ремонт имущества, и засчитывали это в счет аренды, то сегодня, как правило, этого не делают. Вернее, существуют двойные стандарты - у кого-то принимают, а у кого-то нет. Между тем деньги вкладываются в муниципальное имущество, тот же ремонт повышает капитализацию имущества и его рыночную привлекательность.