В минувшие субботу и воскресенье корреспонденты "РГ", возвращаясь в Москву из командировки в Челябинск, на себе испытали все прелести невыполнения практически всех пунктов новых правил. Из-за сильного тумана их самолет отправили в Санкт-Петербург, где в течение 18,5 часа продержали сначала в аэропорту, а потом - на борту. С грехом пополам пассажирам удалось добиться только выдачи холодных напитков. Ни о каких звонках родственникам, а тем более гостинице представители авиакомпании S-7 и говорить не хотели. Горячее питание, правда, предложили. Но в выигрыше оказались те, кто в ресторан не пошел, потому что ровно через 10 минут им объявили посадку. Остальным пришлось в авральном порядке, вместе с пассажирами других рейсов, пробиваться обратно через зону контроля и вновь пройти положенные процедуры.
"Мы накапливаем базу жалоб, которые поступают через "горячую линию" Росавиации, и до конца ноября намерены проанализировать все обращения", - пообещал Евгений Бачурин. Однако, похоже, объективной картины эта линия дать не сможет.
Во всяком случае тем пассажирам за 18 часов ни с одного телефона дозвониться на нее так и не удалось. Глава Росавиации объяснил это тем, что "горячая линия" оказалась не готова к экстремальным условиям, которые сложились в аэропортах из-за туманов, и работавшие в это время 4-5 операторов просто "захлебнулись" звонками. Этот пробел Росавиация намерена устранить, расширив штат сотрудников уже к Новому году, когда многие россияне отправятся в путешествия. "К праздникам мы намерены создать штаб по работе с новогодними рейсами", - уточнил Бачурин.
"В правилах также не до конца проработан и пункт о том, сколько времени пассажиры могут при задержке рейса пребывать в самолете", - признался руководитель Росавиации. Он высказал мнение, что не больше 2,5-3 часов. И заверил, что этот вопрос также в ближайшее время будет рассмотрен. Как и пункты правил о санкциях в отношении перевозчиков и компенсаций убытков, понесенных пассажирами, которые требуют доработки и уточнений.
Однако Бачурин был далек от мысли винить во всех проблемах пассажиров только лишь авиакомпании. Тут руку приложили и аэропорты. "В частности, в Домодедове в середине октября службы не были готовы к первому снегу, - констатировал Бачурин. - А именно техника, отвечающая за обработку взлетной полосы и самолетов от обледенения". Росавиация уже направила в этот аэропорт предписание привести технику в соответствие с пропускной способностью. Если из-за этого задержка пассажиров более чем на 8 часов повторится, то количество рейсов, прибывающих в Домодедово, сократят, то есть накажут его рублем.
Всего же за 10 месяцев 2007 года из 23 592 чартеров задержано более чем на три часа 968 рейсов. Лидером в этом деле стала авиакомпания "ВИМ-АВИА", допустившая за время летней программы 214 задержек, следом идут "Красэйр" - с 8 процентами задержанных рейсов и "Оренбургские авиалинии" - с 6 процентами. За это Росавиация в наступающем зимнем сезоне сократила им количество рейсов. "ВИМ-АВИА" - на 20 процентов, двум другим - на 10 и 15 процентов. Кроме того, большие претензии в прошедшем сезоне к работе "Оренбургских авиалиний" появились и у Евросоюза. Это может закончиться для нее закрытием европейского неба.
Что же касается причин задержек рейсов, то Бачурин отметил, что в 30 процентах случаев ими становятся сложные метеоусловия. А вот 70 процентов по-прежнему приходится на техническое состояние авиапарка. Заменяется он очень медленно. Но Росавиация видит два выхода, которые способны облегчить ситуацию уже сейчас. Это отмена ввозных пошлин на запчасти к самолетам и сокращение сроков таможенного оформления их провоза на границе. "К сожалению, сейчас оно занимает порядка месяца, из-за чего самолеты вынуждены простаивать в ожидании не бетоне, - уточнил Бачурин. - Мы надеемся, что Федеральная таможенная служба рассмотрит наше предложение, и если не снимет пошлины, то хотя бы ускорит порядок оформления авиазапчастей". Зато он отметил, что проблема с контрафактными деталями для самолетов в России снята уже на 99 процентов.
Досье "РГ"
В случае нарушения прав пассажиров следует в первую очередь обратиться в службу по работе с обращениями граждан, которую сейчас имеют все авиакомпании. Если там откажут в удовлетворении законных требований, то надо позвонить на "горячую линию" по телефону