"Федеральное агентство по культуре и кинематографии с прискорбием и болью извещает, что в ночь с 1 на 2 ноября умер Игорь Александрович Моисеев", - говорится в сообщении пресс-службы Роскультуры.
Игорь Александрович - человек поистине мифический. Он стал символом советской культуры как раз потому, что превосходил ее пластикой выживания в предлагаемых исторических обстоятельствах.
Сын дворянина, адвоката-анархиста, попадавшего под суд и при царском режиме, и при советском, и французской модистки полурумынского происхождения, Игорь научился говорить по-французски раньше, чем по-русски. От отца, окончившего философский факультет в Гейдельберге, унаследовал интерес к восточным учениям, к теософии, к истории искусства. С 20 лет занимался режиссурой у Рубена Симонова, в 24 года стал балетмейстером Большого театра, оставаясь танцовщиком, поставил "Трех толстяков". Но главной его страстью стал народный танец.
"Меня спрашивают, чем привлекает народный танец?, - говорил он в своей книге "Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь". - Не вижу более праздничного вида искусства. Это пластический портрет народа. У народного танца нет служебного
О многом Игорь Александрович Моисеев рассказал в своей книге "Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь", которая вышла во второй половине 90-х годов. Для будущих этнографов советской жизни это незаменимый источник информации.
***
Владимир Васильев:
- У Моисеева удивительная манера показа движений. Это точность и вместе с тем элегантность. У него никогда не было грубости. А если и грубость, то все равно какая-то утонченная. Как артист, я в огромной степени обязан ему, его манере показывать движения.
Лев Голованов, педагог-репетитор ансамбля:
Такого другого ансамбля нет в мире, потому что уникален и неповторим его хореограф. Начиная с народного фольклора СССР, он проник в мировой, превратив его в новое явление искусства.
Майя Плисецкая:
- Когда Игорь Моисеев ставил "Спартак" в Большом театре, он был абсолютно беспощаден. Даже жесток. А сейчас я понимаю, что именно так можно добиться точности исполнения. Он всегда знал, что он хочет. И когда это было хорошо сделано, он говорил: "Ну, все, как у взрослых".
В его ансамбле все отточено, доведено до совершенства. Его танцовщики танцуют как один человек.