"От этого документа мы действительно ждем многого, - подчеркнул Владимир Путин на совещании с экономическим блоком кабинета министров. - Потому в нем нужно не только заявить о наших приоритетах построения инновационной экономики, диверсификации ее структуры, не только обозначить преемственность задач по улучшению качества социальных институтов и их отдачи для граждан страны. Главное - концепция должна дать четкий ответ на то, какими способами, инструментами мы добьемся этих задач, будем двигаться к заявленным целям". Без проработки этих аспектов документ, считает президент, останется сугубо декоративным. А именно эта концепция до 2020 года должна стать руководством к действию законодательной и исполнительной властей.
- Считаю, что в начале следующего года - в феврале, допустим, - эта концепция должна быть принята, - задал сроки Путин.
Отдельно глава государства предложил остановиться на обсуждении вопросов развития отечественной финансовой системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. В связи с этим он высоко оценил последние действия министерства финансов и Центрального банка по стабилизации финансового рынка России в связи с колебаниями на мировых рынках, вызванными в том числе проблемами в системе ипотечного кредитования США. "Я считаю, что принятые правительством и Центробанком меры позволили спокойно, без потрясений пройти эти колебания на мировых рынках", - подчеркнул Путин.
На вчерашней встрече также была затронута "долгоиграющая" тема налогового администрирования. Президенту ее навеяли главы "Деловой России" и "Опоры России" Борис Титов и Сергей Борисов. Перед встречей президента с министрами они принесли Путину свои предложения по изменению системы администрирования налога на добавленную стоимость. Выслушав представителей бизнеса, глава государства пообещал, что правительство изучит предложения делового сообщества.
Как отметил Борис Титов, НДС - один из самых сложных налогов по администрированию. На его обслуживание уходит около 60 процентов рабочего времени. "НДС мы в свое время, в 1992 году, импортировали из западных стран, - сказал он. - Это и для них был новый, тяжелый налог, но у них была развитая система, которая позволяла справляться с этим. Мы были не готовы, и сегодня мы видим постоянное утяжеление администрирования налога".
Налоговые инспекции, жаловался глава "Деловой России", все больше и больше наращивают инструменты контроля. Бизнес в свою очередь увеличивает необходимые для работы с налогом инструменты. Это ведет только к росту затрат для обеих сторон. Кроме того, НДС содержит значительную криминогенную и коррупционную составляющие. Последняя связана с принципом возвратности НДС.
"Мы внесли предложение о том, чтобы изменить администрирование, - заключил Титов. - Это самый нереволюционный путь - налог останется таким же, но его будут начислять на другую налогооблагаемую базу без переходного начисления входящего и исходящего налогов".
Президент поинтересовался, обсуждала ли "Деловая Россия" с правительством идею снижения ставки НДС. По словам Титова, звучало предложение по снижению ставки до 13 процентов, но сделать это возможно только с 2009 года. При этом бизнес считает, что с изменением системы администрирования возможно и сохранение ставки на уровне 18 процентов - бюджет не проиграет, а только выиграет. По расчетам организации, доходы бюджета возрастут на 69 миллиардов рублей и без изменения ставки.
Правда, в вопросе администрирования есть еще одна заинтересованная сторона - налоговая инспекция. Окончательного ответа от нее на новые предложения, сообщил Титов, пока не поступило. Однако никто из экспертов, изучавших идею, не нашел ни одного отрицательного момента. "Главное в том, чтобы новых лазеек не создали для ухода от налогов", - отметил Путин. На что Титов подчеркнул, что все лазейки закрыть все равно не удастся, а новых вместе с этими принципами точно не появится.
Именно между бизнес-сообществом и налоговиками сохраняются самые принципиальные трения в вопросе администрирования НДС. Налоговая инспекция обвиняет компании в использовании схем с фирмами-однодневками для уклонения от налогообложения. Компании указывают уплату налога несуществующей компании, а затем возмещают эту сумму из бюджета. Фирмы-экспортеры же постоянно жалуются на налоговиков за то, что те постоянно затягивают возмещение НДС или вообще отказывают по формальным поводам.