С сентября 2006 года, когда в силу вступил упрощенный порядок регистрации прав на недвижимое имущество, по октябрь года нынешнего оформили права на земельные участки около 20 тысяч человек. Хотя, по данным областного правительства, на территории Среднего Урала насчитывается более 317 тысяч земельных наделов, принадлежащих гражданам.
Что тормозит процесс регистрации объектов недвижимости?
На вопросы корреспондента "РГ" отвечает руководитель Управления Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Свердловской области Михаил Зацепин.
Российская газета: Михаил Николаевич, население проявляет интерес к "дачной амнистии"?
Михаил Зацепин: Да, люди идут. Об этом говорят показатели. Всего по "дачной амнистии" с 1 января по 31 октября 2007 года зарегистрировано около 17 000 прав на объекты недвижимости. Если летом наши сотрудники принимали до 500 заявлений ежедневно, то сегодня доходит до тысячи в день - по всем видам регистрируемых прав, в том числе на землю. Почти удвоили площадь помещений, где ведут прием наши специалисты, и поток посетителей не иссякает. Для сведения: количество обращений в УФРС с 2004 года увеличилось в 16 раз при той же численности - 300 сотрудников, которые занимаются регистрацией всей недвижимости, а не только оформлением прав на землю.
РГ: Проблемы понятны, но население интересует, каким образом вы собираетесь ускорить процесс оформления документов на землю?
Зацепин: Не поймите превратно, мы не жалуемся. Разумеется, ищем резервы и ресурсы, чтобы порядок оформления прав на недвижимое имущество стал не только упрощенным, но и ускоренным. Наши специалисты, например, посчитали, что вместо месяца, отведенного по закону на оформление документов на землю, можем уложиться в меньшие сроки. По этому поводу издан внутренний приказ, согласно которому в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области срок оформления документов на право владения земельными участками составляет 15 дней. Госпошлина - 100 рублей.
РГ: Какие нестыковки мешают работе?
Зацепин: Это вопросы, которые, казалось бы, напрямую к ведению ФРС не относятся. Например, информационная работа. Мы со своей стороны разъясняем детали "дачной амнистии" в СМИ, на встречах с жителями. Но ФРС - последняя инстанция в цепочке исполнителей Федерального закона № 93 об упрощенном порядке оформления прав на землю. А предыдущие инстанции, скажем органы местного самоуправления, в этом вопросе не очень активны. А ведь они ближе всего к жителям и могли бы наладить информационную работу. Другая часть населения не понимает, зачем куда-то идти, тратить время и деньги, регистрировать свои "сотки", которые и так им принадлежат на правах бессрочного пользования.
РГ: А действительно, зачем это надо делать, если документы на садовый участок выданы давным-давно?
Зацепин: Необходимо узаконить право гражданина на его собственность в соответствии с нынешним законодательством. Без этого права недвижимость нельзя ни использовать, ни продать, ни подарить.
Пользу от "дачной амнистии" должны также осознать главы муниципальных образований и местные депутаты. Конечно, о сиюминутной выгоде говорить не приходится. Но вы думайте о завтрашнем дне, когда земля поднимется в цене и будет самым ликвидным имуществом. Поэтому нужно помочь гражданам сейчас, разъясняя выгоду "дачной амнистии".
РГ: Кстати, землемеры заявляют, что, кроме услуги по определению границ участка, необходимо также оплатить выезд специалистов, расходы на бензин и тому подобное. Как это сочетается с требованиями закона?
Зацепин: Потолок тарифов за межевание установлен законодательно, и выше него подниматься нельзя. Но на местах, кроме обязательной платы за услуги, берут дополнительные суммы. Для многих садоводов, дачников, владельцев гаражей и других построек это большие затраты, да и земельные участки столько не стоят, поскольку еще не стали ликвидным товаром. Получается, что денег на бумаги уходит больше, чем стоит земля. Здесь процесс должны контролировать местные власти, кроме того, они должны компенсировать расходы малообеспеченных категорий граждан на межевание.
С другой стороны, необходимо объяснить и населению: если вы сейчас упустите свое право на упрощенный порядок оформления объектов недвижимости, завтра будет поздно. Некоторые проблемы обозначились в ходе "дачной амнистии". Дело в том, что многие садоводческие товарищества не имеют регистрации или перестали быть юридическими лицами, а значит, неправомочны подписывать документы, выдавать справки и вообще производить какие-либо юридические действия. Эту проблему надо срочно решать, потому что она серьезно сдерживает процесс оформления участков в собственность.
РГ: Челябинцы для сокращения сроков подготовки пакета документов и снижения затрат на оплату услуг по оформлению бумаг на земельные участки отказались от процедуры межевания. В Свердловской области будет использован этот опыт?
Зацепин: Начнем с того, что объектами земельных отношений являются земельные участки, границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке. Значит, необходимо межевание. В октябре внесены изменения в статью 25.2 Федерального закона № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суть изменений состоит в том, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется также в том случае, если сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка; кадастровый план земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении. Хочу отметить: эти изменения касаются только регистрации прав собственности граждан на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаража и индивидуального жилищного строительства. Граждане, обратившиеся к нам за регистрацией, предоставляют кадастровый план земельного участка с ориентировочными площадями. То есть без межевания. Теперь такой порядок регистрации будет действовать на всей территории России, а не только в Челябинской области.
РГ: К концу года, как доложило правительство области, будет оформлено почти 32 тысячи земельных участков. Насколько реальны эти цифры, если право собственности с осени 2006 года получили лишь 20 тысяч землевладельцев?
Зацепин: Эти цифры мы выверяли и утвердили вместе со специалистами правительства Свердловской области. И видим, что люди пошли регистрировать право на землю, динамика положительная. Кстати, мы зарегистрировали всего на тысячу-полторы дачных участков меньше, чем соседи-челябинцы, хотя они и обходились без межевания. Это, между прочим, свидетельствует еще и о том, что межевание здесь ни при чем, надо просто наладить работу. А граждане должны понимать: имущество обременяет, отягощает и создает проблемы, но, если хочешь стать собственником, нужно набраться терпения и пройти непростую процедуру регистрации. К сожалению, до сих пор существует иждивенческое представление: дескать, государство должно позаботиться о том, чтобы сделать гражданина собственником. Нет, это забота самого гражданина, государство лишь помогает, предложив упрощенную процедуру регистрации прав, так давайте воспользуемся ситуацией. За нас наши проблемы никто решать не будет.