06.11.2007 07:00
Культура

PentaBrass играл в Пушкинском музее репертуар от Баха до Гершвина

Итальянский квинтет из Турина PentaBrass играл в Пушкинском музее репертуар от Баха до Гершвина
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4510) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4511)
Читать на сайте RG.RU

В Государственном музее А. С. Пушкина продолжаются дни Итальянского института культуры. Одним из самых неожиданных и памятных событий стали первые гастроли в России уникального ансамбля из Турина.

Все пятеро участников этого ансамбля духовых инструментов работают в оркестре Королевского театра итальянского города Турина. А в свободное от основных обязанностей время играют в этом оригинальном коллективе - PentaBrass. Состав его традиционен для духовых ансамблей: две трубы, валторна, тромбон и туба. Но исполнение, аранжировки и оркестровки Ивана Буата, Марко Риголетти, Уго Фаворо, Венсана Лепапа и Руди Колуссо при этом незабываемо самобытны: PentaBrass берется за сложно-доступные для медной группы произведения. И играет их так, что раздвигает многие привычные представления о возможностях духовых инструментов.

Первое отделение музыканты PentaBrass посвятили классике. Причем большинство исполненных произведений обычно ассоциируются с иной оркестровкой. Однако итальянцы решили опровергнуть прописные истины. Первый номер - "Ария" Генделя в исполнении медной группы инструментов - был как бы "пробным шаром": публика диву давалась, как может здорово и колоритно звучать хорошо известное произведение со столь новыми эмоциями и тембрами.

Но следующий - Фуга в соль миноре Иоганна Себастьяна Баха - был уже истинным волшебством и откровением для многих зрителей: трубы изящно и масштабно исполняли партию органа, привычного инструмента для фуги. Иван Буат и Марко Риголетти передавали друг другу эстафету в исполнении главной темы, туба насыщала произведение басами - полифония была чарующая. В следующем произведении - La Fille Aux Cheveux De Lin Клода Дебюсси итальянцы показали свое прочтение импрессионизма, насытив пьесу томными полутонами- получилась акварель теплого весеннего утра, с солнечными бликам, легкими дуновениями ветерка и ощущением простора и необъятной влекущей дали. Но музыканты, конечно, не могли не дать воли и своему итальянскому темпераменту - пятичастная пьеса Saltimbanchi была посвящена бродячим артистам и циркачам. И каждая из частей ярко и колоритно передавала эмоции и настроение отдельных профессий: посвящалась то акробатам, то канатоходцам. Ну а экспрессивным и художественным венцом первого отделения стала Carmen Fantasy - по опере французского композитора Жоржа Бизе "Кармен". Инструменталисты по очереди играли сольные партии, менялись темы, в дело вступали дуэты, трио. Ощущение музыкального праздника, феерии, восхищение аранжировочными решениями и высшим исполнительским искусством было прервано так некстати для зрителей начавшимся антрактом. Тем более что после него PentaBrass предстал уже в ином ключе: второе отделение было отдано джазу. Квинтет сделал здесь ставку на музыку биг-бендов, на джаз 30-40 годов прошлого века. И в целом звучание здесь было уже довольно традиционным, а энергетике и самобытности в аранжировках музыканты предпочли вполне каноническое прочтение материала. Впрочем, пьесы Джорджа Гершвина, Диззи Геллиспи и других мэтров были также очень уместны в этой концертной программе. Но, вкусив самобытности аранжировок и оригинальности музыкального языка PentaBrass, от коллектива можно было ждать и более "революционных" свершений. В частности было очень любопытно послушать, как они интерпретировали бы творчество Майлза Дэвиса (особенно позднее) или "разгулялись" в пьесах Дюка Эллингтона.

Впрочем, это были только первые гастроли итальянского квинтета. И если, вдохновившись теплым приемом публики, итальянцы снова решат приехать в Россию, то наверняка мы услышим от них еще много замечательной музыки. Ведь PentaBrass постоянно совершенствуется и расширяет свой репертуар. Ансамбль был основан еще в 1998 году, и уже первый альбом - Suite Impromptu - разошелся по миру огромным тиражом, да еще и был включен в антологию лучших произведений брасс-квинтетов.

Участники коллектива с тех пор регулярно набирались опыта. Одни успели поиграть в Парижском оперном оркестре, другие - в миланском The Teatro alla Scala Orchestra и даже Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Ну, а два релиза - Best Classical Crossover и Fred Mills And The PentaBrass Quintet, выпущенные с участием канадского трубача Фреда Миллза, входили в число номинантов на премию "Грэмми-2006" в номинации "Лучший синтез классической музыки и джаза". И, значит, нам впору ждать от PentaBrass новых самобытных работ.

Музыка