Столь высокие цены и дефицит недорогого размещения мешают расти потоку иностранных туристов в город. Это, в свою очередь, открывает для инвесторов хорошую возможность развивать отели средней ценовой категории и бюджетного уровня.
Однако пока инвесторы, как российские, так и иностранные, более охотно вкладывают средства в отели 4-5 звезд. Вложения в 4-5-звездочные отели не намного превышают вложения в бюджетные отели, если говорить о соотношении стоимости и доходности, но значительно опережают их по срокам окупаемости.
Девелоперы не обращают пока внимания на бюджетный сегмент потому, что не насыщен дорогой сегмент, с более высоким уровнем доходности. Их останавливает также то, что они не знают, что делать с бюджетным отелем после его строительства.
Между тем для того, чтобы сделать прибыльным отель 2-3 звезды, нужен профессиональный оператор или управляющая компания, а их у нас еще больший дефицит, чем трехзвездочных отелей.
Как западные, так и российские девелоперы и отельеры считают, что нынешняя ситуация, когда отели 2-3 звезды в Москве стоят в два-три раза дороже, чем в Европе, ненормальна. Это отрицательно отражается уже не только на туристическом, но и на деловом иностранном потоке в Москву. К тому же рынок офисного и торгового строительства в городе близок к насыщению. Так что инвесторы вынуждены будут переориентировать свое внимание на гостиницы.
По мнению аналитиков, ощутимого сдвига на гостиничном рынке стоит ожидать уже через 2-3 года. В последнее время в городе все чаще появляются строительные проекты с гостиничным обременением. Город в той или иной форме уже заставляет девелоперов строить гостиницы.
Москва и Петербург остаются предпочтительными городами для инвестиций и девелопмента в гостиничном секторе, однако постепенно поднимается и "вторая волна" по открытию новых гостиниц в регионах России. Города, которые интересуют инвесторов и операторов, это Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинск. По данным компании "Открытие-Недвижимость", ведущие мировые гостиничные сети, такие как Mariott, Hilton, уже сейчас рассчитывают шаги захода на рынки регионов. В поле их зрения появились теперь города с численностью населения от 500 тысяч человек.
Один из факторов такого интереса к регионам сегодня - снижение международного туризма в столице и увеличение почти в 3 раза объема внутреннего туристического бизнеса в России. К тому же в регионах значительно проще и быстрее решаются все процедуры согласования.
Во многих регионах продолжает ощущаться непропорциональность сегментов рынка, а именно небольшая доля отелей среднего, по мировым стандартам, уровня.
Ориентация на средний сегмент (гостиницы категории 2-3 звезды) на данный момент объединяет вышедшие в регионы российские сети. Отечественные бренды в регионах рассчитаны главным образом на россиян - бизнес-клиентов, командировочных.
Позиционируемых более высоко, чем 2-3 звезды, сетевых брендов отечественного происхождения на рынке пока нет.
Аналитики отмечают, что некоторые российские операторы со временем могут выйти в сегмент 4 звезды. Для этого необходимо соблюдение международных стандартов качества управления, а также использование глобальных систем бронирования.
Из громких проектов последнего времени, которые должны быть реализованы российскими компаниями, следует упомянуть анонсированное в начале 2007 года строительство крупнейшей в России сети гостиниц: за 10 лет планируется построить 50 гостиниц на 200 номеров класса 3 звезды.