08.11.2007 07:00
Власть

Минобороны: после выхода из ДОВСЕ Россия начнет "усиливаться" на западном направлении

Текст:  Владимир Богданов Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4512)
Читать на сайте RG.RU
Договор об обычных вооружениях в Европе - ДОВСЕ - стал камнем преткновения между Россией и Западом, как только распался СССР.

Идея была благая - по обе стороны границы сохранить паритет, равное количество танков, самолетов, артиллерии, другой боевой техники и войск. Договор, заключенный на исходе 1990 года, существенно снижал порог противостояния НАТО и Организации Варшавского договора.

Но то, что было хорошо для СССР, оказалось непригодным для России. Многие бывшие советские республики и союзники по соцлагерю оказались по ту сторону баррикад, вступили в НАТО. Возникла парадоксальная ситуация: Россия вывела свои войска с их территории, а НАТО разместило там боевые подразделения. Скажем, в Литве сейчас несут боевое дежурство истребители НАТО, которых там по этому документу быть не должно. По условиям ДОВСЕ есть ограничения по войскам в Болгарии и в Румынии, но легкие военные базы США численностью по 5 тысяч человек уже готовы обживать новые места.

Образно говоря, игра пошла в одни ворота. Вчера Юрий Балуевский привел красноречивые факты: "Страны альянса превышают установленные групповые лимиты почти на 6 тысяч танков, на 10 822 боевых бронированных машин, более 5 тысяч артиллерийских единиц, почти 1500 боевых самолетов и более 500 ударных вертолетов". На юге соотношение между НАТО и Россией составляет по танкам 12 к 1, а по артиллерии - 8,3 к 1. Явно не в нашу пользу, особенно если учесть, что Южный регион для нас - самый горячий.

Вот почему в конце 90-х годов Россия настояла на адаптации договора к современным реалиям. В 1999 году новый вариант документа был подписан.

Однако для его вступления в силу требовалась ратификация. На сегодняшний день эту процедуру выполнили только четыре государства - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина.

А почему не ставят подпись остальные? Отказ от ратификации они связывают со стамбульскими обязательствами России 1999 года. Тогда мы согласились вывести войска и боевую технику из Грузии и Молдавии. Но и здесь они блефуют. Все эти обязательства наша страна давно выполнила. В Грузии расформированы и выведены три военные базы: в Вазиани, Гудауте и Ахалкалаки. Последняя, в Батуми, как говорится, "уже на колесах" и покинет Грузию к концу года.

А в Молдавии вывод российских войск произошел досрочно - еще до ноября 2001 года. В Приднестровье остались только миротворцы и подразделения охраны военных складов, на которых лежат десятки тысяч тонн боеприпасов. Часть из них столь древняя - датирована еще 1939 годом, - что трогать их нельзя. Идет их уничтожение или переработка на месте. Но для этого нужно время, что хорошо понимают специалисты.

В итоге ситуация с ДОВСЕ выглядит так. Россия серьезно сократила вооружения в европейской части страны и потеряла возможность по собственному усмотрению передислоцировать войска в Северо-Кавказском и Ленинградском военных округах. На эти территории распространяются так называемые фланговые ограничения договора. Особенно тревожит ситуация, складывающаяся в так называемой "серой зоне", где расположены страны Балтии. Они не хотят брать обязательства по ДОВСЕ, но, как отметил Балуевский, "Литва, Латвия и Эстония стремительно вооружаются". За восемь последних лет они нарастили число боевых бронемашин на 430 единиц, количество артиллерийских систем увеличилось втрое - на 320 единиц. Фактически на наших флангах создаются мощные группировки из тяжелого вооружения в странах, которые практически уже выступают на стороне НАТО. И в этой ситуации, считает начальник Генерального штаба, "фланговые ограничения в современных условиях носят дискриминационный характер и должны быть отменены".

Как заявил вчера первый замминистра обороны Александр Колмаков, в военном ведомстве не исключают того, что после приостановления участия России в ДОВСЕ могут быть наращены силы и средства войсковых группировок на западном направлении. "Соответствующая работа по этому вопросу проводится", - сказал он, подчеркнув, что конкретных решений пока не принято.

Вчера начальник Генштаба разъяснил нашу позицию по Договору о ракетах средней и меньшей дальности. "Как военный скажу, что России нужны такие ракеты средней и меньшей дальности, - заявил он. - Но пока этот договор удерживает некоторые государства от подобных ракет". И напомнил, что он действует в отношении двух стран - России и США, и это действие бессрочно. "Было бы правильно, если бы к договору присоединились другие государства", - подчеркнул генерал.

Армия Внешняя политика Русское оружие Минобороны