Вчера заместитель председателя Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Валерий Белый выступил с предложениями, направленными на радикальные перемены в работе фонда. Речь идет об организации торгов "скандальным товаром" - конфискованным и арестованным имуществом.
По словам Белого, РФФИ должен получить от государства "добро" на стопроцентное уничтожение всех контрафактных пиратских товаров, включая бытовую технику, компьютеры, мобильные телефоны и черную икру. Кроме того, для большей прозрачности фонд намерен отказаться от услуг частных посредников, так называемых поверенных организаций, и взять на себя все продажи.
Эти инициативы Белый вынужден озвучивать на волне громкого производственного конфликта с Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Ее руководство настаивает на том, чтобы лишить фонд эксклюзивного права на продажу товаров и позволить торговать ими другим организациям, как государственным, так и частным. Судебные приставы уверяют, что "из-за своего монопольного положения РФФИ неумело, то есть за копейки, продает арестованное имущество, ежегодно реализуя не более его трети". Кроме того, фонд слабо информирует деловые круги и население по поводу торгов и распродаж. Зато лазеек для воровства и коррупции в этом секторе хоть отбавляй. В беседе с корреспондентом "РГ" начальник правового управления ФССП Игорь Михалев заметил, что, предлагая правительству новый порядок реализации арестованного имущества, приставы стремятся не к прилавку, а к тому, чтобы "использовать в интересах граждан возможности, например, торговых организаций, расположенных ближе к потенциальным покупателям или специализирующихся на продаже того или иного вида товаров".
Кстати, два года назад идею "множественных" продавцов для массового развития торгов по продаже обращенной в доход государства частной собственности отстаивал руководитель Росимущества Валерий Назаров, и в минэкономразвития даже был подготовлен проект поправок в законодательство. Однако тогда РФФИ без каких-либо радикальных изменений удалось отстоять свое положение "единственного продавца", предоставленное по закону государством. Теперь, когда ситуация донельзя раскалилась, потребовались нетрадиционные аргументы, чтобы ее разрядить. Цена вопроса - немаленькая. В среднем ежегодно девять российских силовых ведомств по решению суда передают в РФФИ арестованных и конфискованных товаров и имущества на сумму свыше 20 миллиардов рублей.
Тем временем вчера, комментируя предложения судебных приставов, замглавы РФФИ заметил, что его ведомство категорически против того, чтобы арестованное госимущество продавалось через частные компании. Сегодня работу фонда систематически проверяют Генеральная прокуратура, минэкономразвития, Счетная палата, Федеральная антимонопольная служба, Росфиннадзор. В противном случае такой контроль будет утрачен, считают в РФФИ. В ответ Белый предложил компромиссное решение - более тесное сотрудничество со службами судебных приставов в процессе ареста и изъятия имущества. Для этого, по мнению Белого, уже на стадии ареста и изъятия особо крупного имущества должны присутствовать не только приставы, но и оценщики и будущие продавцы этого имущества, то есть представители РФФИ. Они будут не только правильно оценивать ликвидность этих товаров, а значит, гарантировать его успешную реализацию, но и нести ответственность за неправильную оценку.
Заявления Белого о том, что фонд готов отказаться от коммерческих посредников при реализации арестованного и конфискованного имущества и предоставить право территориальным органам РФФИ напрямую заключать договора с правоохранительными органами, от которых получают имущество на реализацию, вызвали неоднозначную реакцию специалистов. Отказ от коммерческих посредников потребует увеличения штатной численности сотрудников территориальных органов фонда, которые находятся на содержании государства. По мнению Белого, реализация имущества напрямую РФФИ через территориальные подразделения также позволит поднять эффективность продаж и снизить накладные расходы бюджета. Впрочем, полные расчеты по увеличению штатов в фонде намерены сделать после того, как проанализируют итоги эксперимента в трех областях - Псковской, Смоленской и Брянской. Там фонд уже отказался от услуг поверенных продавцов имущества.
Отвечая на вопрос "РГ", в какой стадии находятся все эти инициативы, Белый заметил: "В стадии обсуждения с минэкономразвития".
Справка "РГ"
РФФИ осуществляет реализацию арестованного имущества, а также переработку, утилизацию и уничтожение имущества, обращенного в собственность государства. Имущество изымается у физических и юридических лиц и передается Федеральной службой судебных приставов и другими уполномоченными органами для реализации.