Нехватка цемента на российском рынке при неизменном спросе толкает цены вверх.
По данным Росстата, в сентябре 2007 года по сравнению с августом они выросли на 9,5 процента, а всего с начала года рост составил 66,2 процента. Основной дефицит складывается в западном регионе России, где отсутствуют новые производственные мощности. И создается благоприятная ситуация для выхода на западный рынок дальневосточного цемента. Ранее его доступ был перекрыт высоким уровнем транспортных затрат и низкой рентабельностью производства.
Впервые в истории
Нарастающий дефицит цемента заставил строительные компании искать новых поставщиков и вспомнить, что на востоке России есть своя строительная отрасль. И пока далеко не загруженная. Для независимых производителей цемента сложившаяся в России ценовая ситуация оказалась крайне выигрышной. Такого в истории региональных цементных заводов еще не было. Даже в советские времена великих строек дальневосточный цемент не транспортировался далее своего региона.
Для рынка в свою очередь оказалось неожиданным, что дальневосточные заводы не только способны производить высококачественный цемент, но и в короткий срок наращивать мощности производства, реально влияя на снижение напряженности. И если результаты 2006 года были весьма скромными, то уже следующий 2007 год стал годом активного спроса на дальневосточный цемент. С января по октябрь в западные регионы было отгружено более 450 тысяч тонн цемента и клинкера, что почти в 13 раз больше прошлогоднего. Большая часть цементной продукции поставлена в Уральский регион (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономны округа), Москву и Московскую область, налажена поставка клинкера на цементные заводы Урала, Москвы и Ленинградской области.
Сегодня покупатели сидят в очереди не только потому, что в западных регионах квоты на цемент на следующий год уже распроданы, но и из-за стабильного качества и высоких свойств дальневосточного цемента. Ни для кого не секрет, что в погоне за валом большинство производителей в западных регионах стали ограничиваться выпуском преимущественно общестроительного цемента.
Желание цементников использовать благоприятную рыночную ситуацию вполне понятно. Еще три-четыре года и о западном регионе России можно будет снова забыть. Практически все производители цемента в этом и Сибирском регионах объявили о готовности модернизировать мощности или строить новые заводы. А пока потребительские способности местного рынка ограничены, большая часть продукции дальневосточных заводов может безболезненно для региональной экономики экспортироваться в другие регионы страны.
По оценке производителей, региональные заводы в состоянии выпускать в год до 4 миллионов тонн цемента и клинкера, тогда как региональному рынку в 2008 году может потребоваться не более полутора миллионов тонн. Значит, оставшиеся мощности вполне могли бы работать на потребности других рынков, в чем должны быть заинтересованы не только российские производители цемента, но и государство. Если ситуацию не изменить, то она обернется замещением российского цемента импортным, а это вряд ли хорошо отразится на экономике отрасли. Стоит вспомнить историю с российской легкой промышленностью, пострадавшей от засилья дешевого китайского ширпотреба.
Как отмечают эксперты, последние 3 года определили следующую тенденцию: доля цемента импортного производства увеличивается - в 2006 году объем рынка вырос на 67 процентов. В страну ввозится турецкий, египетский, китайский цемент, при этом не всегда хорошего качества. Отсутствие гарантии на него заставляет строительные компании сворачивать стройки. Об этом говорит большое число законсервированных заводов ЖБИ.
Способны дать больше, но...
Дальневосточные заводы объявляют о готовности в 2008 году отгрузить на запад до 2,5 миллиона тонн продукции, а в перспективе покрыть до трети неудовлетворенного спроса. По оценке Ассоциации строителей России (АСР), к 2010 году дефицит составит около 10 миллионов тонн. Однако прорваться на запад с таким объемом можно только решив возникшую транспортную проблему. Железная дорога под разными предлогами не выделяет цементникам необходимого количества вагонов. Например, специальные вагоны-хопры в последнее время выделяла только для перевозки цемента на Сахалин для строящегося после землетрясения Невельска. Не менее остро стоит проблема и в получении обычных полувагонов.
По итогам сентября была проведена аналитика подачи вагонов, которая в очередной раз подтвердила, что посуточная заявка полувагонов не обеспечивается даже на половину. Эта ситуация стала причиной серьезных задержек с отгрузкой цемента. Учитывая сроки доставки - от недели до трех, в зависимости от географии, она затягивается до двух месяцев. Помимо замораживания стройки до следующего года это ведет к подрыву репутации поставщиков.
Руководство Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги, объясняя такое положение дел, упор делает на неудовлетворительную маневровую и погрузо-разгрузочную работу на конкретных цементных заводах, а также на плохое техническое состояние заводской железнодорожной инфраструктуры.
На это мнение у цементников есть свое. Заводская инфраструктура полностью готова к отгрузке того объема цемента и клинкера, который был запланирован на 2007 год. Подготовлены пути и рабочие места для сотрудников железной дороги, которые почему-то, считают они, не выполнили свою часть мер, запланированных обеими сторонами для улучшения работы станций отгрузки, а теперь пытаются переложить свои проблемы на производителей.
Недавно в Хабаровске состоялось совещание с участием представителей железной дороги и цементных заводов. Планировались соместные меры по улучшению железнодорожной инфраструктуры на следующий год. Сторонам придется достаточно поработать, чтобы производители цемента смогли выполнить план поставок на следующий год.
"Мы надеемся на принятие экстренных, в том числе и финансовых мер, со стороны производителей цемента, которые должны быть направлены на восстановление и модернизацию объектов заводской инфраструктуры", - говорит представитель Владивостокского отделения ДВЖД, который заверяет, что железной дорогой разработаны и реализуются мероприятия для устойчивого обеспечения перевозки грузов, заявленных производителями цемента на 2008 год.
Ну что ж, было бы неплохо, чтобы эти заявления не остались словами. Что же касается цементников, то они уже приняли экстренные меры. Подрядчики наняты и средства вкладываются, главное теперь, чтобы дорога не подвела.