Организация объединяет бизнесменов средней руки. Звучит, быть может, не слишком презентабельно, но речь идет о целом миллионе фирм и компаний. В последние годы они действительно стали надежной опорой нашей экономики. Малым или средним бизнесом в России сегодня занимаются девять с половиной миллионов человек - целая армия предпринимателей. Но их деятельность была бы куда эффективней без искусственных административных барьеров. Совместный мониторинг минэкономразвития и частных предпринимателей показал, что на преодоление бюрократических препон уходит до 10 процентов всех расходов малого и среднего бизнеса. Тогда как в развитых государствах, например Германии, этот показатель не превышает 3,5 процента.
Нельзя сказать, что с этой бедой правительство не борется. С его подачи было упразднено лицензирование отдельных видов предпринимательства, отменена обязательная сертификация некоторых групп товаров. Контрольные органы теперь имеют право "прикрыть" фирму или компанию лишь по решению суда, а для удобства бизнесменов в России повсеместно внедряют систему "одного окна". Но, пожалуй, лучшим барометром самочувствия предпринимателей в России стала ситуация в налогообложении. Скажем, когда вернули индивидуальный патент тем частникам, кто не использует наемную рабочую силу, их годовая выручка выросла на 20 процентов. А это, в свою очередь, позволило применить к таким бизнесменам упрощенную схему налогообложения. Эксперты утверждают: для предпринимателей средней руки налоги наконец-то перестали быть вечной головной болью, и по приоритетности они теперь занимают у них четвертое место.
Сергей Иванов вчера обстоятельно говорил еще об одной проблеме среднего и малого российского бизнеса - так называемом отраслевом перекосе. Сегодня 72 процента оборота небольших частных компаний приходится на сферу услуг и торговлю, 13 процентов - на промышленность и только 7 процентов - на строительство. Иными словами, как и двадцать лет назад, на заре кооператорского движения в России, сейчас наши предприниматели тоже предпочитают стройке рынок, а заводу - туристическую фирму. Первый вице-премьер дал понять, что такой расклад правительство не устраивает, и эту пропорцию государство намерено менять. Разумеется, никто насильно бизнесменов перепрофилировать не станет. Речь идет о задействовании таких экономических и финансовых рычагов, которые сделают науку, инновации и высокие технологии привлекательными для предпринимателей. Задача стоит серьезная: к 2020 году вместо нынешних двух процентов "наукоемких" частных компаний в стране их должно быть, по меньшей мере, 20 процентов.
Что и как делать, в правительстве хорошо представляют. Темпы инвестиций в основной капитал малого и среднего бизнеса уже в три раза выше, чем в целом по стране. Тем не менее, к поддержке инновационного предпринимательства подключат Банк развития - Внешэкономбанк.
- Планируется, что ему постепенно передадут часть функций минэкономразвития, касающихся реализации программ содействия малому и среднему бизнесу, - уточнил Сергей Иванов.
Следующий инструмент - особые экономические зоны. Государство создает там инфраструктуру и стимулирует приток частных инвестиций для реализации инновационных проектов. До 2010 года на эти цели направят более 40 миллиардов рублей. В особых экономических зонах уже зарегистрированы 54 резидента, а через два-три года их количество должно увеличиться примерно в пять раз.
Вообще в стране создается целостная система поддержки высокотехнологичных инновационных производств и проектов, в том числе реализуемых с помощью небольших частных компаний.